Как развивается ваш малыш
от 1года до 4 лет?
Психологическая служба
ГКУЗ «ТОСДР»
1 год 3 месяца. Запаспонимаемых слов быстро расширяется. Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости. Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (различает большой и маленький предмет). Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (нанизывает кольца на пирамидку, кормит куклу, строит башенку и др.). ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается и т.д.). самостоятельно ест густую пищу.
1 год 6 месяцев.В понимаемой речи обобщает предметы по существеннымризнакам, т.е. находит однородные предметы по слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную). В момент сильной заинтересованности называет предметы облегченными словами (би-би) и правильно произносимыми (машина). Ориентируется в 3 - 4 контрастных формах (шар, кубик, кирпичик, призма). Отображает в игре
отдельные часто наблюдаемые действия. Перешагивает через препятствия приставным шагом. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
1 год 9 месяцев.Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого. Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями. Ориентируется в трех контрастных величинах предметов (большой, поменьше, маленький). Воспроизводит несложные сюжетные постройки («ворота», «скамейка», «дом»). Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15 – 20 см), приподнятой над полом. Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку и т.д.).
Как развивается ребенок третьего года жизни?
2 года. Начинает бегать, спускаться по лестнице, ставя ноги на каждую ступеньку, прыгает на двух ногах. Понимает несложный рассказ о событиях, знакомых ребенку по опыту, отвечает на вопросы по этому рассказу. В игре процессуальные действия складываются в правильные цепочки (куклу моет, а потом вытирает и т.д.). Умеет одеваться с небольшой помощью взрослого. Приучается к пользованию туалетом.
2 года 6 месяцев.Появляется местоимение «Я», знает свой пол. Появляется фразовая речь, которая еще может быть грамматически несовершенна. Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Строит предложения из трех и более слов. Самостоятельно одевается и раздевается, но не умеет застегивать пуговицы.
3 года. Ребенок начинает задавать вопросы «почему», «кто», «что». Перестает говорить о себе в третьем лице. Называет четыре основных цвета. В играх исполняет роль (начало ролевой игры). Хорошо бегает, поднимается по лестнице, чередуя ноги, ловит мяч двумя руками и прижимает к себе. Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застегивает пуговицы.
Как развивается ребенок четвертого года жизни?
4 года.Понимает содержание картинок со скрытым смыслом. При рассматривании картинок отвечает на вопросы взрослого, пользуясь многословными придаточными предложениями. Складывает разрезные картинки из 3 – 4 частей. Называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый). Планирует постройки и использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами. Ест из мелкой посуды, пользуется вилкой.
ДЕТИ, КОТОРЫМ МОЖЕТ ПОТРЕБОВАТЬСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Педиатры выделяют несколько групп детей, у которых могут чаще, чем
у сверстников, возникать те или иные особенности в развитии. Это:
-недоношенные малыши;
-малыши, которых переносили;
-дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболеваниями во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и др.);
-малыши, у которых мамы страдали токсикозом беременности;
-дети с врожденными пороками развития;
-дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму;
-дети, которым во время родов делали искусственное дыхание или проводили приемы реанимации: искусственная вентиляция легких, длящаяся 5 дней и дольше;
-младенцы, получившие при рождении низкие баллы по шкале Апгар
0-4 за 1 мин. Или 0-6 за 5 мин.;
-дети, в чьих семьях высокий риск наследственных заболеваний, связанных с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;
-часто болеющие малыши, в том числе перенесшие детские инфекции (грипп, скарлатина, корь и др.).
Не стоит расстраиваться, если ребенок не укладывается в вышеприведенный график, ведь это усредненные данные. Многое зависит от его индивидуальных особенностей.
Главное, любить ребенка таким, какой он есть!