ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ОСМЫС­ЛЕННОЙ МОТОРИКИ

 

 

         В дошкольном детстве у ребенка стихийно складывается определенный опыт двигательного творчества. Однако в силу своей стихийности этот опыт не закрепляется в виде устойчивых психомоторных характеристик, которые лежат фундаменте его общей двигательной умелости. Среди таких характе­ристик центральное место занимает двигательное воображение.

         Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему пред­стоит овладеть. Поэтому в педагогическом процессе необходимо, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой «необыденной» действительности, как специфическая «культура», к которой только еще предстоит приобщиться.

         Физическая культура в дошкольном учреждении (далее по текстуДУ) дублирует обыденный двигательный опыт ребенка (это общая проблема дошкольного образования). Нужно ли в ДУ учить ребенка ходить, бегать, прыгать? Ведь это он уже умеет делать сам. Все зависит от того, как учить. Основные виды движений конечно надо развивать, но можно организовать этот процесс так, чтобы создавались условия для развития фантазии и воображения ребенка, например:

         Ходьба:

vв заданном направлении с принятием игровой роли (солдаты, стрелки часов и т.п.);

vпо разным поверхностям (пол, ковер, гимнастическая скамья); ходьба разными способами (на носках, на пятках);

vвыражения настроения (походка уверенная, усталая, бодрая);

vс подражанием животным (медведь, лиса, мышки).

         В ходьбе надо обращать внимание на походку как на выразительный компонент ходьбы. Необходимо создавать у детей представление о красивой походке.

         Групповая ходьба может быть с изображением поезда, змеи (медленно накатывающей волны). Могут быть и задания на самостоятельное придумывание вариантов ходьбы. В заданиях по ходьбе возможно чередование ходьбы с бегом, прыжками и другими движениями: например, по команде поезд набирает ход, или ходьба переходит в бег и т.п.

         Бег:

vГрупповой бег с вхождением в образ (ручеек);

vпринятие в ходе бега роли ведущего и ведомых (шофер), преследователей и преследуемых (кошка и мышка, волк и зайцы),

vбег с заданием добежать до определенных предметов с увеличением или уменьшением скорости (под ритм бубна).

         Прыжки:

vс принятием игровой роли (лягушка, кузнечик, кошка),

vна разных поверхностях(пол, мягкий коврик, батут).

Здесь внимание концентрируется на ощущении полета в прыжке, фиксации его эмоционального переживания.

         Можно производить имитацию движения рук и ног в прыжке: крыльяптицы, «прогулка по небу» - т.е. отталкивание руками и ногами от воображаемых облаков. С прыжками нужно быть осторожными –  до 3 лет - минимальное количество прыжков.

         Ползание, лазание:

vизображение реки, текущей под мостом (проползание под предметами), огибающей деревья и дома (проползание между предметами);

vимитация движений лазающих животных с переползанием друг через друга);

vнепродолжительный вис на перекладине (гимнастической стенке) на небольшой высоте с вхождением в образ обезьяны, яблока, вишенки и т.п.

Катание, бросание, ловля и метание:

vизображение с помощью мяча движений различных сказочных персонажей, животных и предметов (колобок, ежик, катящийся с горы камушек и т.п.);

vкатание по поверхности пола, дорожки в заданном направлении;

vвхождение в образ «меткой руки» и «мазилы» (при бросании).

 

         Равновесие:

Ходьба:

vпо «болотным кочкам» или «льдинкам в воде» – предметам различной формы и размера и устойчивости, расставленным на полу в случайном порядке;

vс мешочком (на голове) по различным поверхностям (пол, мат и т.п.);

v по гимнастической скамье (руки в стороны, «пропеллер»).

Стойка на полу на одной ноге («аист на болоте»), то же на гимнастической скамье («аист на крыше»). Упражнения с элементами коррекции эмоционального состояния («поза арки»).

         Воображение связано с осмысленной моторикой. Оно позволяет ребенку творчески преобразовывать мир внешний, окружающий, и свой собственный – телесно-психический.

         Развитие у детей способности создания образов двигательного воображения – это проекты будущих движений, которые предстоит воплотить в новых, нестандартных ситуациях.  

 

 

 

Методическая копилка

06-02-2018
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ОСМЫС­ЛЕННОЙ МОТОРИКИ

             В дошкольном детстве у ребенка стихийно складывается определенный опыт двигательного творчества. Однако в силу своей стихийности этот опыт не закрепляется в виде устойчивых психомоторных характеристик, которые лежат фундаменте его...

Подробнее »
05-02-2018
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ

Для всестороннего развития детей младшего возраста с нарушениями нервно-психического развития чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, а также основными движениями – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием. Без этих навыков детям...

Подробнее »
05-06-2017
Раннее музыкальное развитие как фактор гармоничного развития детей в Доме ребёнка

Учеными установлено, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в интеллектуальном,...

Подробнее »
05-06-2017
Особенности гармоничного развития ребенка с ОВЗ посредством музыки

Современные тенденции развития личности в обществе связаны с постоянным движением вперёд, умением быстро ориентироваться в ситуации, отсутствие страха перед стремительно меняющимся миром, интересом к различным аспектам жизни и стремлением участвовать...

Подробнее »
05-06-2017
Индивидуальные музыкальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Доме ребёнка

Музыкальные занятия в Доме ребёнка – это возможность для малыша сменить обычную обстановку, узнать что-то новое, пообщаться. Воспитанники Домов ребёнка вынужденно ограничены во впечатлениях, развивающих их эмоциональную сферу: у них...

Подробнее »

Страничка психолога

Как развивается ваш малыш от 1года до 4 лет?

17-04-2018 Просмотров:34

Как развивается ваш малыш  от 1года до 4 лет?

Как развивается ваш малыш  от 1года до 4 лет?   Психологическая служба ГКУЗ «ТОСДР» 1 год 3 месяца. Запаспонимаемых слов быстро расширяется. Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости. Ориентируется...

Подробнее »

Как развивается ваш малыш от рождения до 1 года?

27-03-2018 Просмотров:56

Как развивается ваш малыш  от рождения до 1 года?

Как развивается ваш малыш  от рождения до 1 года? Психологическая служба ГКУЗ «ТОСДР»   Первые годы жизни чрезвычайно важны в развитии ребенка. Однако не все родители признают ценность и уникальность данного временного отрезка, считая его...

Подробнее »

Адаптация семьи при рождении ребенка с ограниченны…

19-01-2018 Просмотров:129

Адаптация семьи при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья   Дубенская Е.В., педагог-психолог    Благополучное будущее семьи и ребенка с особенностями развития зависит от умения родителей адаптироваться к создавшейся ситуации. У многих родителей возникают...

Подробнее »

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста

19-01-2018 Просмотров:248

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста Шепелева Н.С., педагог-психолог   Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод в психологии, и, конечно, один из самых древних. Когда появились волшебные сказки, никому неизвестно. Однако с...

Подробнее »

Памятка для родителей по профилактике жестокого об…

20-10-2017 Просмотров:135

Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения с детьми

  Памятка для родителей   по профилактике жестокого обращения с детьми Наказание всегда представляетсобой акт ненависти. В акте наказания учитель или родитель ненавидит ребенка – и ребенок понимает это.   Александр Нилл.   1. Создайте дома среду, характеризующую...

Подробнее »

Направления работы педагога-психолога с семьей и м…

14-08-2017 Просмотров:372

Направления работы педагога-психолога с семьей и методы изучения детско-родительских отношений Шепелева Н.С. педагог-психолог ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», г. Тамбов   Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. В. А. Сухомлинский Основное назначение...

Подробнее »

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула сча…

14-08-2017 Просмотров:262

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула счастья»: цель – реализация – результат

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула счастья»: цель – реализация – результат   Дубенская Е.В.   педагог-психолог ГКУЗ «ТОСДР».   Впервые учреждение здравоохранения, Тамбовский дом ребенка, приняло участие в конкурсном отборе инновационных социальных проектов. Проект «Семья формула счастья» стал...

Подробнее »

"Совершенствование форм и методов комплексной…

20-06-2017 Просмотров:255

«Совершенствование форм и методов комплексной абилитации и  реабилитации детей-инвалидов в ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка» Дубенская Е.В. Педагог-психолог ГКУЗ «ТОСДР»   В соответствии с Постановлением Администрации Тамбовской области от 10.06.2013г. №604  и Приказом...

Подробнее »

Организация и работа «родительской гостиной» в та…

19-06-2017 Просмотров:272

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАБОТА «РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ» В ТАМБОВСКОМ ДОМЕ РЕБЕНКА   Шепелева Н. С.   педагог-психологГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», г. Тамбов   Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый. Ж. Сесброн   Одной из важнейших проблем...

Подробнее »