В дошкольном детстве у ребенка стихийно складывается определенный опыт двигательного творчества. Однако в силу своей стихийности этот опыт не закрепляется в виде устойчивых психомоторных характеристик, которые лежат фундаменте его общей двигательной умелости. Среди таких характеристик центральное место занимает двигательное воображение.
Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Поэтому в педагогическом процессе необходимо, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой «необыденной» действительности, как специфическая «культура», к которой только еще предстоит приобщиться.
Физическая культура в дошкольном учреждении (далее по тексту – ДУ) дублирует обыденный двигательный опыт ребенка (это общая проблема дошкольного образования). Нужно ли в ДУ учить ребенка ходить, бегать, прыгать? Ведь это он уже умеет делать сам. Все зависит от того, как учить. Основные виды движений конечно надо развивать, но можно организовать этот процесс так, чтобы создавались условия для развития фантазии и воображения ребенка, например:
Ходьба:
vв заданном направлении с принятием игровой роли (солдаты, стрелки часов и т.п.);
vпо разным поверхностям (пол, ковер, гимнастическая скамья); ходьба разными способами (на носках, на пятках);
vвыражения настроения (походка уверенная, усталая, бодрая);
vс подражанием животным (медведь, лиса, мышки).
В ходьбе надо обращать внимание на походку как на выразительный компонент ходьбы. Необходимо создавать у детей представление о красивой походке.
Групповая ходьба может быть с изображением поезда, змеи (медленно накатывающей волны). Могут быть и задания на самостоятельное придумывание вариантов ходьбы. В заданиях по ходьбе возможно чередование ходьбы с бегом, прыжками и другими движениями: например, по команде поезд набирает ход, или ходьба переходит в бег и т.п.
Бег:
vГрупповой бег с вхождением в образ (ручеек);
vпринятие в ходе бега роли ведущего и ведомых (шофер), преследователей и преследуемых (кошка и мышка, волк и зайцы),
vбег с заданием добежать до определенных предметов с увеличением или уменьшением скорости (под ритм бубна).
Прыжки:
vс принятием игровой роли (лягушка, кузнечик, кошка),
vна разных поверхностях(пол, мягкий коврик, батут).
Здесь внимание концентрируется на ощущении полета в прыжке, фиксации его эмоционального переживания.
Можно производить имитацию движения рук и ног в прыжке: крыльяптицы, «прогулка по небу» - т.е. отталкивание руками и ногами от воображаемых облаков. С прыжками нужно быть осторожными – до 3 лет - минимальное количество прыжков.
Ползание, лазание:
vизображение реки, текущей под мостом (проползание под предметами), огибающей деревья и дома (проползание между предметами);
vимитация движений лазающих животных с переползанием друг через друга);
vнепродолжительный вис на перекладине (гимнастической стенке) на небольшой высоте с вхождением в образ обезьяны, яблока, вишенки и т.п.
Катание, бросание, ловля и метание:
vизображение с помощью мяча движений различных сказочных персонажей, животных и предметов (колобок, ежик, катящийся с горы камушек и т.п.);
vкатание по поверхности пола, дорожки в заданном направлении;
vвхождение в образ «меткой руки» и «мазилы» (при бросании).
Равновесие:
Ходьба:
vпо «болотным кочкам» или «льдинкам в воде» – предметам различной формы и размера и устойчивости, расставленным на полу в случайном порядке;
vс мешочком (на голове) по различным поверхностям (пол, мат и т.п.);
v по гимнастической скамье (руки в стороны, «пропеллер»).
Стойка на полу на одной ноге («аист на болоте»), то же на гимнастической скамье («аист на крыше»). Упражнения с элементами коррекции эмоционального состояния («поза арки»).
Воображение связано с осмысленной моторикой. Оно позволяет ребенку творчески преобразовывать мир внешний, окружающий, и свой собственный – телесно-психический.
Развитие у детей способности создания образов двигательного воображения – это проекты будущих движений, которые предстоит воплотить в новых, нестандартных ситуациях.