Адаптация семьи при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Дубенская Е.В., педагог-психолог
Благополучное будущее семьи и ребенка с особенностями развития зависит от умения родителей адаптироваться к создавшейся ситуации. У многих родителей возникают порой противоречивые чувства по отношению к своему ребенку, то есть иногда они любят его так, как если бы он был здоровым, а потом вновь начинают ощущать всю тяжесть обрушившегося на них горя. Так происходит потому, что в действительности они любят ребенка, но не принимают его болезни и от этого страдают.
Первое потрясение, которое получают родители, узнав о врожденной болезни ребенка, может быть во многом смягчено информацией, предоставляемой врачом в этот трудный для семьи период в осторожной и доступной форме. Многие семьи не имеют такой информации, а их трудности неуклонно возрастают.
Они испытывают огромное чувство вины, пытаются вернуть себе душевное равновесие и компенсировать болезнь ребенка двумя путями: начинают самоотверженно ухаживать за ним или же с горячностью обвиняют врачей, социальных работников и учителей в невнимании и безответственности. Часто у родителей прослеживаются обе эти тенденции.
Матери склонны брать повышенную ответственность по уходу за больным ребенком. Отцы же считают это в порядке вещей. Поэтому чаще всего именно женщины испытывают чувство вины, если ребенок рождается с нарушениями развития. Они считают себя несостоятельными как жены и матери и думают, что теперь они одни должны заниматься воспитанием ребенка.
И в конце концов, семья от этого может разрушиться. А больной ребенок испытывает такие же потребности в дружбе и понимании, как и здоровый. Ему необходима любовь, а не избалованность; внимание, а не сострадание, и прежде всего, возможности для развития, чтобы стать самостоятельным членом общества и со временем суметь достичь в нем определенного положения.
Когда родители станут обретать душевное равновесие, им нужно готовиться к тому, чтобы создать необходимые условия для своего ребенка. Любое ущемление нормальной семейной жизни пойдет во вред, как ребенку, так и его братьям и сестрам и самим родителям.
Главная причина того, что родителям необходимо быстро прийти к обоюдному согласию, состоит в том, что в противном случае проблемы у ребенка будут возрастать с каждым днем, а счастье и социальные взаимоотношения семьи разрушатся полностью или станут возможными лишь отчасти. И наилучшим вариантом будет сохранение добрых нормальных отношений в семье. Это значит, что ребенку нужно, чтобы его любили и относились к нему, как к здоровому, воспринимая его таким, каков он есть, независимо от его проблем. Как здоровый, так и больной от рождения ребенок, став взрослым, гораздо легче сможет достигнуть своего благополучия и сыграть положительную роль в жизни общества, если растет в радостной, дружной и сплоченной семье. Даже учеба легче дается тому ребенку, который в раннем детстве чувствовал себя в семье спокойно и уверенно.
Одной из проблем, с которой сталкиваются родители, узнав о нарушениях развития своего ребенка, является непонимание того, что они должны сказать родственникам, друзьям и соседям. Безусловно, нужно сказать правду. Не следует стыдиться, и тогда многие постараются оказать им помощь и поддержку. Если они будут говорить с людьми искренне, то очень скоро у них появится широкий круг друзей, знакомых и соседей, чьи заинтересованность и деятельное участие послужат огромным подспорьем, как для них, так и для их семьи.
Естественное поведение родителей детей - инвалидов в обществе создает лучшие условия для информированности общества о нуждах этих детей и для преодоления существующих в нем предрассудков.
К сожалению, общество никогда не поймет проблем детей-инвалидов и не научится любить этих детей и помогать им, если не давать людям возможность ухаживать за ними.
Когда пройдет время горьких переживаний и родители решат сделать все, что в их силах, чтобы помочь ребенку, им придется основательно подумать над тем, что же именно они должны делать.
Сейчас многие школы и детские сады говорят о готовности принимать проблемных детей и даже адаптировать свои требования и правила под конкретного ребенка. Но этого недостаточно: ребенок тоже должен быть готов к интеграции в данном сообществе: не только принятию правил детской группы, но и к тому, чтобы стать активным участником происходящих событий, не нарушая естественного для окружающих течения жизни.
Уже давно существуют различные Центры, которые помогают в максимальной степени интегрировать в общество детей с различными особенностями развития.
Главная цель работы с семьей, имеющей ребенка с особыми потребностями - достижение максимально возможного уровня развития, образования и достойной жизни таких детей.