Особенности гармоничного развития ребенка с ОВЗ посредством музыки

Современные тенденции развития личности в обществе связаны с постоянным движением вперёд, умением быстро ориентироваться в ситуации, отсутствие страха перед стремительно меняющимся миром, интересом к различным аспектам жизни и стремлением участвовать в них, наличием собственного аргументированного мнения. Такая личность считается гармонично развитой, такими стремится сделать нас образование. 

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) находится в зоне «риска» в связи с наличием объективных причин для создания всесторонне развитой личности, которая будет отвечать времени. И чем сильнее задержка развития, чем грубее нарушение – тем больше задач ставится перед педагогом для решения этих проблем. 

Воспитание и обучение ребёнка с ОВЗ – сложный, гибкий процесс, подверженный постоянным изменениям, связанным с освоением ребёнком тех задач, которые перед ним ставит педагог. Подбор средств коррекционно-развивающей работы напрямую зависит от результатов диагностики ребёнка.  

Музыкальные занятия с ребёнком с ОВЗ также должны включать в себя постоянную диагностику  умений и навыков, а также быть ориентированы на индивидуальные интересы и потребности ребёнка. Только при таком подходе можно говорить о возможности  гармоничного развития личности. 

Музыкальное развитие чрезвычайно важно для любого ребенка. Оно расширяет кругозор, учит концентрировать внимание, подталкивает к творчеству. Для детей с ОВЗ музыка становится не просто пространством для творчества, а одной из составляющих в коррекционной работе. Уже не просто музыка, но музыкотерапия оказывает положительный эффект на эмоциональное, психологическое  состояние ребёнка.

Музыка издавна использовалась при решении большого числа прикладных задач, в частности,  в терапевтической и психотерапевтической практике. Музыкальное воздействие было известно ещё в древнейших государствах – Шумеро-Вавилонии, Индии, Египте, Китае, Греции. Известно что уже Гиппократ и Пифагор специально «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов. Давно замечено, что человеку свойственно попадать под мощное телесное и духовное влияние музыки, так как он сам по своей природе является глубоко музыкальным существом. Б.В. Асафьев заметил интонационную природу нашей речи, которая, по утверждению отдельных исследователей (О.Д. Волчек, Санкт-Петербург) имеет даже тональность.

На музыкальных занятиях ребёнок раскрепощается, укрепляется его связь с педагогом. Появляется дополнительная возможность для выражения эмоций, переживаний ребёнка, а также для выхода энергии, которая зачастую мешает ребёнку на менее эмоциональных занятиях, требующих усидчивости, спокойствия и вдумчивой работы.

Начинать музыкальные занятия с ребёнком с ОВЗ нужно как можно раньше. Ранний возраст — это новая ступенька приобщения ребенка к миру художественной культуры. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированное движений и действий, прямохождении; в развитии соотносящих и орудийных действий; в развитии речи; наглядно-действенного мышления, основ воображения и памяти; в чувствовании себя, в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности. Основными проблемами ребёнка с ОВЗ являются замкнутость, неуверенность на новом месте и в общении с новыми людьми;  нарушение речи или её отсутствие; слабая концентрация внимания; неуверенные движения, зачастую непроизвольные;  отсутствие активности, желания заниматься.

Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направлено непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности. при этом именно музыкальная составляющая занятия даёт возможность для наиболее естественного и гармоничногоразвития ребёнка.

Чтобы занятие приносило максимальную пользу, необходимо создать условия, в которых ребёнок сможет раскрыться и проявить себя. Начало  занятия должно носить черты ритуала, иметь постоянную формулу, привыкнув к которой ребёнок автоматически будет настраиваться на позитивный, творческий лад. На занятиях с детьми с ОВЗ это может быть небольшая разминка: упражнения для рук, ног, пальчиков; хлопки в ладоши, топанье сидя и стоя. Кроме того, необходимо вовлечь ребёнка в атмосферу именно музыкального занятия – поэтому после традиционной разминки можно предложить ребёнку послушать музыку, «поздороваться» с музыкой. Здесь желательно исполнение живой музыки, на любом доступном педагогу инструменте. Исполнение должно быть качественным, с настроением, давать позитивный заряд на предстоящее занятие.

Следует ещё раз напомнить о важности личностно-ориентированного подхода на музыкальных занятиях. Только учёт индивидуальных особенностей ребёнка даст возможность для максимального развития и раскрытия малыша в его музыкальной деятельности.

Далее предлагается использование следующих форм работы:

·     Артикуляционные упражнения. Они помогают ребёнку привести в норму артикуляционный аппарат, который имеет огромное значение для речевой деятельности. У детей с ОВЗ зачастую имеются отклонения в развитии речи, и среди множества проблем в этой области не на последнем месте стоят проблемы с артикуляцией. Поэтому упражнения, направленные на работу с лицевыми мышцами крайне важны. В зависимости от индивидуальных потребностей, выстраивается небольшая последовательность упражнений, которые усложняются по мере освоения ребёнком и достижения необходимого эффекта.

·     Логоритмика. Даёт простор для творческих занятий, ориентированных на индивидуальные возможности, потребности и интересы ребёнка.  В числе возможных упражнений – пение с дыхательными упражнениями, пение с движением, проговаривание строчек либо отдельных слов, сопровождающееся движениями, пение и ходьба, ритмические упражнения совместно со взрослым, пальчиковые упражнения с проговариванием, игра на музыкальных инструментах с показом и звукоподражанием. Логоритмика – уникальная система упражнений, тренирующая абсолютно всё, что необходимо ребёнку с ОВЗ для гармоничного развития: речь, координацию движения, ловкость, различные группы мышц, концентрацию внимания, слух. Все движения ребёнка, которые он выполняет вначале неуверенно, а впоследствии всё лучше – способствуют речевому развитию. Кроме того, она способствует развитию творческого начала в ребёнке и развивает его кругозор, так как устанавливает прочные связи между предметом и производимым им либо с его помощью действием и звуком.

·     Игра на музыкальных инструментах. Одна из наиболее интересных форм работы для ребёнка. Как правило, дети с удовольствием занимаются с музыкальными инструментами – однако, существует вероятность, что ребёнок с ОВЗ либо категорически откажется от данного вида деятельности, поскольку его пугает звук, извлекаемый из шумовых инструментов, либо будет долго  с опаской относиться к инструментам. В любом случае необходимо на каждом занятии пробовать привлечь ребёнка к игре: она развивает слух, слуховые представления, координацию движения, мышление, творческие способности. Кроме тог, ребёнка может заинтересовать инструмент, на котором взрослый исполняет музыку в начале и в конце занятия. Этот интерес можно поддержать, дав возможность ребёнку поближе познакомиться с настоящим музыкальным инструментом. Наличие неподдельного живого интереса к звуку является положительным моментом, который не следует игнорировать.

·     Танцевально-ритмические упражнения. Дать возможность ребёнку с ОВЗ на уроке потанцевать в его удовольствие – значит, дать ему расслабиться, снять мышечное и психологическое напряжение.  Это одна из самых непростых форм работы с детьми с ОВЗ. Отсутствие двигательной активности, нарушения опорно-двигательного аппарата часто делают некоторые танцевальные движения недоступными для некоторых детей. Однако здесь самое главное – это наличие желания у ребёнка. В процессе совместной работы педагога и ребёнка обязательно найдутся такие упражнения, которые ребёнок сможет выполнять – сначала, по показу взрослого, затем самостоятельно. Данная работа должна выполняться  с постоянным усложнением – либо за счет введения нового элемента движения, либо за счёт освоения новой комбинации уже изученных движений. При этом педагог должен понимать, что важно поддерживать ребёнка в состоянии комфорта, как физического, так и психологического. И сложное для исполнения движение необходимо чередовать с тем, которое легко даётся ребёнку, чтобы закрепить в нём уверенность в себе и не перегружать мышцы работой.

·     Пение. Данная форма работы  - самая сложная. Для того, чтобы исполнить даже самый простой музыкальный пример, необходимо задействовать множество факторов: слух, речь, которая, как правило, плохо развита у детей с ОВЗ; внутренние музыкальные представления, которые недостаточно развиты у ребёнка на начальном этапе занятий. Кроме того, необходима определённая раскрепощённость ребёнка и отсутствие боязни «сделать неправильно», то есть большую роль здесь должно играть доверие с педагогом. Пение оказывает  благотворное влияние на психологическое состояние ребёнка, развивает речь, мышление, память, даёт положительный терапевтический эффект. Немаловажен тот факт, что пение – в группе либо индивидуально с педагогом – создаёт особую атмосферу доверия между участниками ансамбля, устанавливает более крепкие, дружеские связи.

·                   Музыкальные игры. Содержание музыкальных игр на занятии с ребёнком с ОВЗ должно быть полностью ориентировано на его навыки и умения. Если ребёнок будет лишь выполнять предлагаемые ему действия, не понимая смысла и цели игры – то такая игра не будет полезной для его развития. Игра – возможность для ребёнка с проблемами осознать окружающий мир, понять его внутренние механизмы. Музыкальная игра окрашивает это понимание разнообразными эмоциональными красками. Богатый мир музыкальной игры может стать прекрасным подспорьем в обучении ребёнка с ОВЗ бытовым навыкам, правилам поведения в обществе. Если занятие проводится в группе – дети будут учиться общаться друг с другом в процессе «общего дела». На индивидуальных занятиях музыкальная игра будет способствовать налаживанию контакта между ребёнком и педагогом, ведь коммуникативные функции игры очень велики. Музыкальная игра даст возможность раскрепоститься, расслабиться, проявить себя. При этом игра не должна подчёркивать физическое либо умственное превосходство одних детей над другими – цель игры должна быть достижима всеми, в меру возможностей.

Музыка – уникальное пространство для общения. Она не даёт конкретного образа, предоставляя простор для фантазии и позволяя мыслить творчески. Она даёт возможность испытывать сходные эмоции без вербального общения. Музыкальное восприятие уравнивает детей, не имеющих проблем в развитии и детей с ОВЗ, поскольку музыкальность и наличие слуха не зависят от общего развития ребёнка. Однако детям с ОВЗ бывает трудно найти адекватное выражение для возникающих эмоций.

На музыкальных занятиях ребёнок знакомится с уникальным миром культуры, который обогащал знаниями не одно поколение людей. Музыка это не просто звуки – это опыт, знания, передающиеся всем без исключения, кто открыт общению с ней. Через образное содержание музыки ребёнку открыт путь к познанию окружающего мира. Для ребёнка с ОВЗ музыкальные занятия могут стать большим подспорьем в развитии и обучении. Именно через универсальный язык музыки такой ребёнок может понять разницу между медленным и быстрым, между весёлым и грустным, спокойным и активным.

Музыкальные занятия  развивают также коммуникативные навыки. Это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Для ребёнка с ОВЗ неумение жить и общаться в обществе «обычных» людей – одна из самых больших проблем. Общество зачастую не готово принимать людей, отличающихся от членов этого общества. Именно поэтому всестороннее развитие так важно для детей с ОВЗ. Музыка, её понимание, умение взаимодействовать с другими в процессе музыкального занятия может помочь ребёнку с ОВЗ адаптироваться в общении с другими людьми. Все без исключения участники процесса музыкального занятия  (в любой форме) становятся частью единой художественной среды, единого творческого пространства – и такое единение, несомненно, пойдёт на пользу проблемному ребёнку, даст ему стимул двигаться вперёд вместе с другими.

Термин «среда» является сегодня широко употребляемым в различных науках, особенно в науках о человеке (педагогика, психология, философия, социология, политология). Художественная среда является  разновидностью  социокультурной среды. Социокультурная среда в различных отраслях педагогической науки рассматривается как совокупность культурных ценностей, традиций, общепринятых правил, норм и законов, научных данных и технологий, которыми располагает общество и человек в обществе.

Культурная среда, по мнению исследователей, представляет собой единое пространство, которое посредством взаимодействия её участников формирует особые отношения, направленные на получение новых знаний, воспитывает, развивает. Вовлеченность в культурную, художественную среду даст ребёнку с ОВЗ дополнительные возможности разностороннего гармоничного развития.

Однако несмотря на благотворный эффект от развития «вместе со всеми»  занятия с детьми с ОВЗ, в том числе и музыкальные – должны быть ориентированы на личность конкретного ребёнка, на его индивидуальные потребности и возможности. Все элементы музыкального занятия должны вызывать у такого ребёнка чувства комфорта и интереса: подбор музыки, упражнений, музыкальных инструментов, игр, игрушек, даже подбор цвета – всё должно работать на личностные предпочтения и возможности каждого из детей.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. 

Об успешности проводимой работы наилучшим образом будет свидетельствовать факт не просто вовлеченности ребёнка в процесс занятия, но начало его личной творческой деятельности. Именно творчество даст возможность ребёнку раскрыться, двинуться вперёд. И именно начало творческой деятельности будет свидетельствовать о том, что все слагаемые познавательного процесса были подобраны верно, и ребёнок развивается гармонично, всесторонне. Открыть ребёнку путь в волшебный мир музыки – непростая задача, которая, тем не менее, вполне осуществима при грамотном выборе  элементов музыкального занятия, который полностью ориентирован на личность и возможности ребёнка с ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

1.      В.Ф. Горохов. Социология: Учебное пособие в 2-х частях. Ч. 2. М.: МИФИ. 320 с., 2008

2.     Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология социальной одаренности. – Москва, Линка–пресс, 2009

3.     Лучнина О.А., Винокурова Е.С., Бусурина Л.Ю. Практическая психология для музыкантов. – Астрахань, 2008

4.     Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Арттерапия  и артпедагогика в специальном образовании  / учебник для студентов сред.ивысш. пед. уч. заведений. – М, Academia, 2001

5.     Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС / из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ «Детского сада№15» Кузякиной Т.И. - http://dou15-krkam.caduk.ru/DswMedia/muzyikal-noevospitaniedeteysovz.pdf

6.     Неценко О.В. Художественно-культурная среда как разновидность социокультурной среды: понятие и функции. – Сибирский педагогический журнал, №5, 2015г.

 

7.     ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

Методическая копилка

06-02-2018
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ОСМЫС­ЛЕННОЙ МОТОРИКИ

             В дошкольном детстве у ребенка стихийно складывается определенный опыт двигательного творчества. Однако в силу своей стихийности этот опыт не закрепляется в виде устойчивых психомоторных характеристик, которые лежат фундаменте его...

Подробнее »
05-02-2018
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ

Для всестороннего развития детей младшего возраста с нарушениями нервно-психического развития чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, а также основными движениями – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием. Без этих навыков детям...

Подробнее »
05-06-2017
Раннее музыкальное развитие как фактор гармоничного развития детей в Доме ребёнка

Учеными установлено, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в интеллектуальном,...

Подробнее »
05-06-2017
Особенности гармоничного развития ребенка с ОВЗ посредством музыки

Современные тенденции развития личности в обществе связаны с постоянным движением вперёд, умением быстро ориентироваться в ситуации, отсутствие страха перед стремительно меняющимся миром, интересом к различным аспектам жизни и стремлением участвовать...

Подробнее »
05-06-2017
Индивидуальные музыкальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Доме ребёнка

Музыкальные занятия в Доме ребёнка – это возможность для малыша сменить обычную обстановку, узнать что-то новое, пообщаться. Воспитанники Домов ребёнка вынужденно ограничены во впечатлениях, развивающих их эмоциональную сферу: у них...

Подробнее »

Страничка психолога

Как развивается ваш малыш от 1года до 4 лет?

17-04-2018 Просмотров:46

Как развивается ваш малыш  от 1года до 4 лет?

Как развивается ваш малыш  от 1года до 4 лет?   Психологическая служба ГКУЗ «ТОСДР» 1 год 3 месяца. Запаспонимаемых слов быстро расширяется. Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости. Ориентируется...

Подробнее »

Как развивается ваш малыш от рождения до 1 года?

27-03-2018 Просмотров:68

Как развивается ваш малыш  от рождения до 1 года?

Как развивается ваш малыш  от рождения до 1 года? Психологическая служба ГКУЗ «ТОСДР»   Первые годы жизни чрезвычайно важны в развитии ребенка. Однако не все родители признают ценность и уникальность данного временного отрезка, считая его...

Подробнее »

Адаптация семьи при рождении ребенка с ограниченны…

19-01-2018 Просмотров:141

Адаптация семьи при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья   Дубенская Е.В., педагог-психолог    Благополучное будущее семьи и ребенка с особенностями развития зависит от умения родителей адаптироваться к создавшейся ситуации. У многих родителей возникают...

Подробнее »

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста

19-01-2018 Просмотров:274

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста Шепелева Н.С., педагог-психолог   Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод в психологии, и, конечно, один из самых древних. Когда появились волшебные сказки, никому неизвестно. Однако с...

Подробнее »

Памятка для родителей по профилактике жестокого об…

20-10-2017 Просмотров:145

Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения с детьми

  Памятка для родителей   по профилактике жестокого обращения с детьми Наказание всегда представляетсобой акт ненависти. В акте наказания учитель или родитель ненавидит ребенка – и ребенок понимает это.   Александр Нилл.   1. Создайте дома среду, характеризующую...

Подробнее »

Направления работы педагога-психолога с семьей и м…

14-08-2017 Просмотров:391

Направления работы педагога-психолога с семьей и методы изучения детско-родительских отношений Шепелева Н.С. педагог-психолог ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», г. Тамбов   Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. В. А. Сухомлинский Основное назначение...

Подробнее »

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула сча…

14-08-2017 Просмотров:279

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула счастья»: цель – реализация – результат

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула счастья»: цель – реализация – результат   Дубенская Е.В.   педагог-психолог ГКУЗ «ТОСДР».   Впервые учреждение здравоохранения, Тамбовский дом ребенка, приняло участие в конкурсном отборе инновационных социальных проектов. Проект «Семья формула счастья» стал...

Подробнее »

"Совершенствование форм и методов комплексной…

20-06-2017 Просмотров:270

«Совершенствование форм и методов комплексной абилитации и  реабилитации детей-инвалидов в ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка» Дубенская Е.В. Педагог-психолог ГКУЗ «ТОСДР»   В соответствии с Постановлением Администрации Тамбовской области от 10.06.2013г. №604  и Приказом...

Подробнее »

Организация и работа «родительской гостиной» в та…

19-06-2017 Просмотров:285

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАБОТА «РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ» В ТАМБОВСКОМ ДОМЕ РЕБЕНКА   Шепелева Н. С.   педагог-психологГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», г. Тамбов   Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый. Ж. Сесброн   Одной из важнейших проблем...

Подробнее »