Современные тенденции развития личности в обществе связаны с постоянным движением вперёд, умением быстро ориентироваться в ситуации, отсутствие страха перед стремительно меняющимся миром, интересом к различным аспектам жизни и стремлением участвовать в них, наличием собственного аргументированного мнения. Такая личность считается гармонично развитой, такими стремится сделать нас образование.
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) находится в зоне «риска» в связи с наличием объективных причин для создания всесторонне развитой личности, которая будет отвечать времени. И чем сильнее задержка развития, чем грубее нарушение – тем больше задач ставится перед педагогом для решения этих проблем.
Воспитание и обучение ребёнка с ОВЗ – сложный, гибкий процесс, подверженный постоянным изменениям, связанным с освоением ребёнком тех задач, которые перед ним ставит педагог. Подбор средств коррекционно-развивающей работы напрямую зависит от результатов диагностики ребёнка.
Музыкальные занятия с ребёнком с ОВЗ также должны включать в себя постоянную диагностику умений и навыков, а также быть ориентированы на индивидуальные интересы и потребности ребёнка. Только при таком подходе можно говорить о возможности гармоничного развития личности.
Музыкальное развитие чрезвычайно важно для любого ребенка. Оно расширяет кругозор, учит концентрировать внимание, подталкивает к творчеству. Для детей с ОВЗ музыка становится не просто пространством для творчества, а одной из составляющих в коррекционной работе. Уже не просто музыка, но музыкотерапия оказывает положительный эффект на эмоциональное, психологическое состояние ребёнка.
Музыка издавна использовалась при решении большого числа прикладных задач, в частности, в терапевтической и психотерапевтической практике. Музыкальное воздействие было известно ещё в древнейших государствах – Шумеро-Вавилонии, Индии, Египте, Китае, Греции. Известно что уже Гиппократ и Пифагор специально «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов. Давно замечено, что человеку свойственно попадать под мощное телесное и духовное влияние музыки, так как он сам по своей природе является глубоко музыкальным существом. Б.В. Асафьев заметил интонационную природу нашей речи, которая, по утверждению отдельных исследователей (О.Д. Волчек, Санкт-Петербург) имеет даже тональность.
На музыкальных занятиях ребёнок раскрепощается, укрепляется его связь с педагогом. Появляется дополнительная возможность для выражения эмоций, переживаний ребёнка, а также для выхода энергии, которая зачастую мешает ребёнку на менее эмоциональных занятиях, требующих усидчивости, спокойствия и вдумчивой работы.
Начинать музыкальные занятия с ребёнком с ОВЗ нужно как можно раньше. Ранний возраст — это новая ступенька приобщения ребенка к миру художественной культуры. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированное движений и действий, прямохождении; в развитии соотносящих и орудийных действий; в развитии речи; наглядно-действенного мышления, основ воображения и памяти; в чувствовании себя, в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности. Основными проблемами ребёнка с ОВЗ являются замкнутость, неуверенность на новом месте и в общении с новыми людьми; нарушение речи или её отсутствие; слабая концентрация внимания; неуверенные движения, зачастую непроизвольные; отсутствие активности, желания заниматься.
Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направлено непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности. при этом именно музыкальная составляющая занятия даёт возможность для наиболее естественного и гармоничногоразвития ребёнка.
Чтобы занятие приносило максимальную пользу, необходимо создать условия, в которых ребёнок сможет раскрыться и проявить себя. Начало занятия должно носить черты ритуала, иметь постоянную формулу, привыкнув к которой ребёнок автоматически будет настраиваться на позитивный, творческий лад. На занятиях с детьми с ОВЗ это может быть небольшая разминка: упражнения для рук, ног, пальчиков; хлопки в ладоши, топанье сидя и стоя. Кроме того, необходимо вовлечь ребёнка в атмосферу именно музыкального занятия – поэтому после традиционной разминки можно предложить ребёнку послушать музыку, «поздороваться» с музыкой. Здесь желательно исполнение живой музыки, на любом доступном педагогу инструменте. Исполнение должно быть качественным, с настроением, давать позитивный заряд на предстоящее занятие.
Следует ещё раз напомнить о важности личностно-ориентированного подхода на музыкальных занятиях. Только учёт индивидуальных особенностей ребёнка даст возможность для максимального развития и раскрытия малыша в его музыкальной деятельности.
Далее предлагается использование следующих форм работы:
· Артикуляционные упражнения. Они помогают ребёнку привести в норму артикуляционный аппарат, который имеет огромное значение для речевой деятельности. У детей с ОВЗ зачастую имеются отклонения в развитии речи, и среди множества проблем в этой области не на последнем месте стоят проблемы с артикуляцией. Поэтому упражнения, направленные на работу с лицевыми мышцами крайне важны. В зависимости от индивидуальных потребностей, выстраивается небольшая последовательность упражнений, которые усложняются по мере освоения ребёнком и достижения необходимого эффекта.
· Логоритмика. Даёт простор для творческих занятий, ориентированных на индивидуальные возможности, потребности и интересы ребёнка. В числе возможных упражнений – пение с дыхательными упражнениями, пение с движением, проговаривание строчек либо отдельных слов, сопровождающееся движениями, пение и ходьба, ритмические упражнения совместно со взрослым, пальчиковые упражнения с проговариванием, игра на музыкальных инструментах с показом и звукоподражанием. Логоритмика – уникальная система упражнений, тренирующая абсолютно всё, что необходимо ребёнку с ОВЗ для гармоничного развития: речь, координацию движения, ловкость, различные группы мышц, концентрацию внимания, слух. Все движения ребёнка, которые он выполняет вначале неуверенно, а впоследствии всё лучше – способствуют речевому развитию. Кроме того, она способствует развитию творческого начала в ребёнке и развивает его кругозор, так как устанавливает прочные связи между предметом и производимым им либо с его помощью действием и звуком.
· Игра на музыкальных инструментах. Одна из наиболее интересных форм работы для ребёнка. Как правило, дети с удовольствием занимаются с музыкальными инструментами – однако, существует вероятность, что ребёнок с ОВЗ либо категорически откажется от данного вида деятельности, поскольку его пугает звук, извлекаемый из шумовых инструментов, либо будет долго с опаской относиться к инструментам. В любом случае необходимо на каждом занятии пробовать привлечь ребёнка к игре: она развивает слух, слуховые представления, координацию движения, мышление, творческие способности. Кроме тог, ребёнка может заинтересовать инструмент, на котором взрослый исполняет музыку в начале и в конце занятия. Этот интерес можно поддержать, дав возможность ребёнку поближе познакомиться с настоящим музыкальным инструментом. Наличие неподдельного живого интереса к звуку является положительным моментом, который не следует игнорировать.
· Танцевально-ритмические упражнения. Дать возможность ребёнку с ОВЗ на уроке потанцевать в его удовольствие – значит, дать ему расслабиться, снять мышечное и психологическое напряжение. Это одна из самых непростых форм работы с детьми с ОВЗ. Отсутствие двигательной активности, нарушения опорно-двигательного аппарата часто делают некоторые танцевальные движения недоступными для некоторых детей. Однако здесь самое главное – это наличие желания у ребёнка. В процессе совместной работы педагога и ребёнка обязательно найдутся такие упражнения, которые ребёнок сможет выполнять – сначала, по показу взрослого, затем самостоятельно. Данная работа должна выполняться с постоянным усложнением – либо за счет введения нового элемента движения, либо за счёт освоения новой комбинации уже изученных движений. При этом педагог должен понимать, что важно поддерживать ребёнка в состоянии комфорта, как физического, так и психологического. И сложное для исполнения движение необходимо чередовать с тем, которое легко даётся ребёнку, чтобы закрепить в нём уверенность в себе и не перегружать мышцы работой.
· Пение. Данная форма работы - самая сложная. Для того, чтобы исполнить даже самый простой музыкальный пример, необходимо задействовать множество факторов: слух, речь, которая, как правило, плохо развита у детей с ОВЗ; внутренние музыкальные представления, которые недостаточно развиты у ребёнка на начальном этапе занятий. Кроме того, необходима определённая раскрепощённость ребёнка и отсутствие боязни «сделать неправильно», то есть большую роль здесь должно играть доверие с педагогом. Пение оказывает благотворное влияние на психологическое состояние ребёнка, развивает речь, мышление, память, даёт положительный терапевтический эффект. Немаловажен тот факт, что пение – в группе либо индивидуально с педагогом – создаёт особую атмосферу доверия между участниками ансамбля, устанавливает более крепкие, дружеские связи.
· Музыкальные игры. Содержание музыкальных игр на занятии с ребёнком с ОВЗ должно быть полностью ориентировано на его навыки и умения. Если ребёнок будет лишь выполнять предлагаемые ему действия, не понимая смысла и цели игры – то такая игра не будет полезной для его развития. Игра – возможность для ребёнка с проблемами осознать окружающий мир, понять его внутренние механизмы. Музыкальная игра окрашивает это понимание разнообразными эмоциональными красками. Богатый мир музыкальной игры может стать прекрасным подспорьем в обучении ребёнка с ОВЗ бытовым навыкам, правилам поведения в обществе. Если занятие проводится в группе – дети будут учиться общаться друг с другом в процессе «общего дела». На индивидуальных занятиях музыкальная игра будет способствовать налаживанию контакта между ребёнком и педагогом, ведь коммуникативные функции игры очень велики. Музыкальная игра даст возможность раскрепоститься, расслабиться, проявить себя. При этом игра не должна подчёркивать физическое либо умственное превосходство одних детей над другими – цель игры должна быть достижима всеми, в меру возможностей.
Музыка – уникальное пространство для общения. Она не даёт конкретного образа, предоставляя простор для фантазии и позволяя мыслить творчески. Она даёт возможность испытывать сходные эмоции без вербального общения. Музыкальное восприятие уравнивает детей, не имеющих проблем в развитии и детей с ОВЗ, поскольку музыкальность и наличие слуха не зависят от общего развития ребёнка. Однако детям с ОВЗ бывает трудно найти адекватное выражение для возникающих эмоций.
На музыкальных занятиях ребёнок знакомится с уникальным миром культуры, который обогащал знаниями не одно поколение людей. Музыка это не просто звуки – это опыт, знания, передающиеся всем без исключения, кто открыт общению с ней. Через образное содержание музыки ребёнку открыт путь к познанию окружающего мира. Для ребёнка с ОВЗ музыкальные занятия могут стать большим подспорьем в развитии и обучении. Именно через универсальный язык музыки такой ребёнок может понять разницу между медленным и быстрым, между весёлым и грустным, спокойным и активным.
Музыкальные занятия развивают также коммуникативные навыки. Это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Для ребёнка с ОВЗ неумение жить и общаться в обществе «обычных» людей – одна из самых больших проблем. Общество зачастую не готово принимать людей, отличающихся от членов этого общества. Именно поэтому всестороннее развитие так важно для детей с ОВЗ. Музыка, её понимание, умение взаимодействовать с другими в процессе музыкального занятия может помочь ребёнку с ОВЗ адаптироваться в общении с другими людьми. Все без исключения участники процесса музыкального занятия (в любой форме) становятся частью единой художественной среды, единого творческого пространства – и такое единение, несомненно, пойдёт на пользу проблемному ребёнку, даст ему стимул двигаться вперёд вместе с другими.
Термин «среда» является сегодня широко употребляемым в различных науках, особенно в науках о человеке (педагогика, психология, философия, социология, политология). Художественная среда является разновидностью социокультурной среды. Социокультурная среда в различных отраслях педагогической науки рассматривается как совокупность культурных ценностей, традиций, общепринятых правил, норм и законов, научных данных и технологий, которыми располагает общество и человек в обществе.
Культурная среда, по мнению исследователей, представляет собой единое пространство, которое посредством взаимодействия её участников формирует особые отношения, направленные на получение новых знаний, воспитывает, развивает. Вовлеченность в культурную, художественную среду даст ребёнку с ОВЗ дополнительные возможности разностороннего гармоничного развития.
Однако несмотря на благотворный эффект от развития «вместе со всеми» занятия с детьми с ОВЗ, в том числе и музыкальные – должны быть ориентированы на личность конкретного ребёнка, на его индивидуальные потребности и возможности. Все элементы музыкального занятия должны вызывать у такого ребёнка чувства комфорта и интереса: подбор музыки, упражнений, музыкальных инструментов, игр, игрушек, даже подбор цвета – всё должно работать на личностные предпочтения и возможности каждого из детей.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные.
Об успешности проводимой работы наилучшим образом будет свидетельствовать факт не просто вовлеченности ребёнка в процесс занятия, но начало его личной творческой деятельности. Именно творчество даст возможность ребёнку раскрыться, двинуться вперёд. И именно начало творческой деятельности будет свидетельствовать о том, что все слагаемые познавательного процесса были подобраны верно, и ребёнок развивается гармонично, всесторонне. Открыть ребёнку путь в волшебный мир музыки – непростая задача, которая, тем не менее, вполне осуществима при грамотном выборе элементов музыкального занятия, который полностью ориентирован на личность и возможности ребёнка с ОВЗ.
Использованная литература:
1. В.Ф. Горохов. Социология: Учебное пособие в 2-х частях. Ч. 2. М.: МИФИ. – 320 с., 2008
2. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология социальной одаренности. – Москва, Линка–пресс, 2009
3. Лучнина О.А., Винокурова Е.С., Бусурина Л.Ю. Практическая психология для музыкантов. – Астрахань, 2008
4. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Арттерапия и артпедагогика в специальном образовании / учебник для студентов сред.ивысш. пед. уч. заведений. – М, Academia, 2001
5. Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС / из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ «Детского сада№15» Кузякиной Т.И. - http://dou15-krkam.caduk.ru/DswMedia/muzyikal-noevospitaniedeteysovz.pdf
6. Неценко О.В. Художественно-культурная среда как разновидность социокультурной среды: понятие и функции. – Сибирский педагогический журнал, №5, 2015г.
7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.