"Совершенствование форм и методов комплексной абилитации и реабилитации детей-инвалидов"

«Совершенствование форм и методов комплексной абилитации и  реабилитации детей-инвалидов в ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка»

Дубенская Е.В.

Педагог-психолог ГКУЗ «ТОСДР»

 

В соответствии с Постановлением Администрации Тамбовской области от 10.06.2013г. №604  и Приказом «Право быть равным» от 09.07.2013г. №2002/1703Ф/996 Тамбовский областной специализированный  дом ребенкавпервые былучастником Федеральной целевой программы «Право быть равным».

Мы приняли участие в двух мероприятиях данной программы, это:

-Совершенствование и внедрение методов по комплексной реабилитации детей-инвалидов в ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка»,

-Усовершенствование и модернизация деятельности Лекотеки  в  ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка.

Тамбовский областной специализированный дом ребенка - это единственное учреждение в области,  которое на  несколько лет становится основным местом круглосуточного пребывания  малышей до 4 лет, рассчитано на 50 чел.  Значительная часть воспитанников (более 70%) имеют органические поражения ЦНС. У каждого ребенка в среднем 5,6 нарушений здоровья, 24% дети – инвалиды с тяжелыми заболеваниями ЦНС, врожденными пороками развития( ДЦП, Синдром Дауна, микроцефалия, гидроцефалия,врожденный порок развития конечностей, сердца).

Наша задача:  более полно реабилитировать, оздоровить ребенка, сформировать правильное социальное поведение и личность каждого. Необходимо определить «социализирующий» признак, вокруг которого строится вся программа компенсации и восстановления.

В зависимости от степени выраженности ведущих синдромов (нарушения моторики, речи, психики, когнитивных процессов) и строится программа абилитации и  реабилитации задержек развития детей различного возраста.

Приведу пример реабилитации.

Для коррекции нарушений мышечного тонуса используется медикаментозное лечение, лечебная физкультура, массаж, постуральные упражнения для воссоздания и формирования двигательных навыков, ортопедическая коррекция, корректоры движений и реабилитационное оборудование. Реабилитационное оборудование, ранее полученное учреждением предназначалось для конкретного ребенка-инвалида, по истечению срока пребывания которого передавалось с ним в другое учреждение. Проблема  в работе заключалось в том, что следующему ребенку приходилось ждать подбора и получения  оборудования, тем самым усложняя и затягивая процесс реабилитации.

Поэтому для нас большим подспорьем было участие в Программе «Право быть равным»,  в рамках которого на учреждение  получен  комплект реабилитационного оборудования. Комплект включает в себя:

- опору для ходьбы «Петушок».

Используется для придания ребенку положения стоя, удерживания равновесия (а оборудование позволяет это делать безопасно) и для обучения ходьбе.

-опору для сидения и стояния «Елочка».

Используется для придания ребенку положения сидя, фиксации в правильном положении грудной части тела, тазобедренного пояса, конечностей.

- Опору для ползания «Лисичка».

Используется для укрепления мышц туловища и конечностей, стимуляции поднятия и удержания головы, стимуляция ползания.

- Детям с тяжелыми нарушениями функции ЦНС, хроническим аспирационным синдромом большую помощь в лечении оказывает реабилитационное оборудование -сиденье с ортопедической укладкой «Слоник». Оно используется для придания ребенку полу лежачего возвышенного комфортного положения, которое позволяет наблюдать за окружающим и развивает зрительное восприятие и внимание. В таком положении ребенок кормится через зонд или обычным способом. Он может сидеть, спать. Риск затекания желудочного содержимого в дыхательные пути значительно снижается. Осуществляется профилактика пролежней у тяжелобольных детей.

В нашем учреждении воспитывалась девочка с диагнозом спинно-мозговая грыжа пояснично-кресцового отдела позвоночника, гидроцефалия, нижний вялый парапарез,ребенок мог только лежать.  В связи с тяжелым заболеванием ребенка, мама от воспитания отказалась.  Но благодаря  не только медикаментозному лечению и массажу, но и поэтапному использованию  реабилитационного оборудования с применением специального корсета ( по рекомендации врачей Института Турнера г. С.-Петербурга), девочка смогла научиться сидеть, а впоследствии ползать. Оборудование использовали не только на занятиях ЛФК, но и в игровом сеансе. Девочка постепенно включалась в игру и затем понемногу начала говорить. Стала более коммуникативной и эмоциональной.  Ей стало все интересно, с удовольствием посещала утренники, кукольный театр. Она чувствовала себя равной в кругу детей.

Мама узнав, что в развитии ребенка такая положительная динамика , решила её  навестить. А после трогательной встречи Христина все же  вернулась домой. Вскоре её ожидает операция в С.-Петербурге , которая поможет ей научиться стоять и ходить.

 

Целью абилитации и восстановительного реабилитационного лечения является возвращение больного ребенка в характерные для его возраста условия жизни, воспитания, учебы, общения со сверстниками, а при отсутствии такой возможности - обеспечение стойкой компенсации нарушенных функций и адаптации кновым условиям существования.

Этим занимается не только медицинская служба, но и другие структурные  подразделения дома ребенка. И это позволяет улучшить качество реабилитационного процесса, достичь положительных результатов.

Одним из таких подразделений является «лекотека»,работа которой направлена на оказание ранней психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития с использованием игровых технологий.Задачи которой:- облегчить детям с инвалидностью вхождение в социум,

- помочь как можно быстрее адаптироваться к общественной жизни,

-повысить эмоциональный настрой ребенка.

- -снизить число детей, которые могут попасть в учреждения соцзащиты.

РоссийскаяЛекотека рассчитана на работу с домашними детьми – инвалидами. Данную программу мы адаптировали для работы в нашем учреждении сохранив все принципы Лекотеки, где главным принципом является игровое взаимодействие.

Каждый ребенок, находящийся в специализированном детском учреждении ограничен в общении. Мы уделяем персонально каждому ребенку внимание, заботу, создаем комфортную обстановку, где ребенок чувствует себя защищённым, тем самым, приближая отношения к семейным.

Вся игровая деятельность построена  на интересе ребенка, инициатива исходит от него, а взрослый поддерживает игру и взаимодействует с ним,проявляя родительский стиль организации игры и пространства.

 Специалисты в работе используют не только традиционные формы воспитания и обучения, но и изыскивают новые, учитывая ранний возраст детей  и их диагноз. С 2-.х месячным малышом развивая зрительно-слуховое восприятие, используют музыкальную подборку  мелодий и яркие цветовые игрушки. Мелодия сопровождает ребенка не только в короткий момент бодрствования, но и во время кормления и купания малыша. Музыкальная  терапия используется не только в работе с младенцами, но и с детьми постарше.

Сережа Б. поступил  с диагнозом:  множественные пороки развития. синдром Карнелии де  Ланге., близорукость высокой степени., тугоухость 4 степени. Ребенок безучастно лежал в кроватке, без каких либо эмоциональных проявлений. Такому малышу нужно первую очередь то же, что и любому другому ребенку: индивидуальные  отношения и возможности для его развития. Были применены индивидуальные методы абилитации. Изменили положение ребенка, это позволило расширить диапазон  наблюдения за окружающим, для этого использовали реабилитационное оборудование «Слоник».

 Основной задачей специалистов было развитие остаточного зрения и слуха. У детей с низким зрением проверять базовые зрительные функции трудно. В таких случаях оценка зрения основывается на наблюдении врожденных зрительных реакций. Нам необходимо было научить малыша фиксировать взгляд на предметах, используя яркие и контрастные предметы. Наши занятия по зрительному восприятию проводились на контрасте белого и черного. К лицу ребенка подносились то черный лист бумаги, то белый.  Он потихоньку начал выделять темное и светлое пятно, постепенно начал прослеживать игрушку, следить за лицом взрослого. Для этого использовали яркие, большие, игрушки, такие как неваляшка, яркие мячи. Как следствие, у  детей с нарушением зрения страдает  и двигательная активность.  Развивать двигательную активность,  нам опять же  помогало реабилитационное оборудование. С помощью  физиоролла придавали ребенку положение, способствующее укреплению опоры на ноги и развития мышц.

Опять использовали большие яркие игрушки. Восприятие и интерес побуждали  к действию подтолкнуть её. Мальчик  сначала делал попытки подползать, а затем успешно научился  это делать. А еще он умеетпереворачиваться со спины на живот. Для Никиты это большое достижение.

Все малыши любят чувствовать тепло, исходящее от взрослого. Поэтому чаще старались брать ребенка на руки. Улучшилось эмоциональное состояние ребенка, укрепилось его мускулатура, расширилось число зрительных стимуляторов. Когда малыш находился на руках взрослого,  и его лицо находилось рядом с лицом взрослого, это стимулировало его остаточное зрение, способствало развитию тактильных ощущений.

Появилась чувствительность к воздействиям взрослого, а затем ответные положительные  реакции на них (мальчик начал улыбаться).сейчас уже смеется.

Специалистами Лекотекитакже применяются техники развития общения и  побуждения инициативы ребенка,  игровая терапия, различные варианты арт-терапии (театральная, изобразительная), техники развития ориентировки,  большой, тонкой  моторики. На технике развития моторики остановимся подробнее.

У нас воспитывается ребенок Ваня В. со сложными множественными пороками развития головного мозга, с синдромом Карпентера, с различными патологиями, одна из которых : на каждой конечности по шесть сросшихся пальцев.

Мальчику было трудно не только ходить, но и взять в ручки игрушку, чтобы как  другие малыши, поучаствовать в игре.  Из -за этого ребенок был замкнутым, малоэмоциональным, капризным.  Помог, в очередной раз, С.-Петербургский Научно исследовательский институт детской ортопедии им. Г.Турнера. Мальчику сделали сложную операцию по разъединению пальчиков, а реабилитацию он проходил в родном доме ребенка.

С Ваней занимались не только врачи, но и массажисты, мед.сестры, дефектологи, психологи и воспитатели. Для мальчика были придуманы особые упражнения,  которые ему очень полюбились.

 На каждый пальчик одевалась яркая, цветная резиночка для волос и  Ваня должен был самостоятельно их снимать. Яркость этих резиночек привлекала его и побуждала пошевелить пальчиками. Сначала это давалось с большим трудом, но с каждым разом пальчики слушались лучше и лучше. Для усложнения задания стали использовать цветные прищепки. Это стимулировало развитие нервных окончаний пальцев и вызывало интерес у ребенка. Теперь Ваня очень любит и умеет играть с другими детьми,  с  удовольствием собирает вкладыши, и  как все мальчишки играет с машинами и конструктором.

На данном примере хорошо видна последовательность: интерес- мотивация-действие. После долгой кропотливой работы мальчик владеет рукой также как и его сверстники. Теперь Ваня из группы,  в которой проживают дети с ЦНС, переведен в группу общего типа. Он радует всех своим эмоциональным, доброжелательным, отзывчивым и любознательным характером.

 Недавно нашлась Ванина мама,  Когда то она испугалась взять на себя ответственность и воспитание такого ребенка, видя успехи своего ребенка, она была очень удивлена. И теперь есть надежда, что у Вани будет настоящая семья и любящая мама.

В рамках программы «Право быть равным»применялись новые методы работы с родителями в выстраивании партнерских отношений, подкрепленными техниками конструктивного диалога в  детско-родительском игровом взаимодействии.Оказывалась помощь родителям

в адаптации семьи к инвалидности ребенка, в преодолении психологических проблем.

 

Все мероприятия по реабилитации и абилитации были направлены на раскрытие решения проблем детей - инвалидов, проживающих в доме ребенка, на обеспечение комплексного подхода в создании благоприятных условий и   улучшение жизнедеятельности  таких детей,  на возврат их в кровную семью или приобретение новой семьи.

Методическая копилка

06-02-2018
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ОСМЫС­ЛЕННОЙ МОТОРИКИ

             В дошкольном детстве у ребенка стихийно складывается определенный опыт двигательного творчества. Однако в силу своей стихийности этот опыт не закрепляется в виде устойчивых психомоторных характеристик, которые лежат фундаменте его...

Подробнее »
05-02-2018
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ

Для всестороннего развития детей младшего возраста с нарушениями нервно-психического развития чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, а также основными движениями – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием. Без этих навыков детям...

Подробнее »
05-06-2017
Раннее музыкальное развитие как фактор гармоничного развития детей в Доме ребёнка

Учеными установлено, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в интеллектуальном,...

Подробнее »
05-06-2017
Особенности гармоничного развития ребенка с ОВЗ посредством музыки

Современные тенденции развития личности в обществе связаны с постоянным движением вперёд, умением быстро ориентироваться в ситуации, отсутствие страха перед стремительно меняющимся миром, интересом к различным аспектам жизни и стремлением участвовать...

Подробнее »
05-06-2017
Индивидуальные музыкальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Доме ребёнка

Музыкальные занятия в Доме ребёнка – это возможность для малыша сменить обычную обстановку, узнать что-то новое, пообщаться. Воспитанники Домов ребёнка вынужденно ограничены во впечатлениях, развивающих их эмоциональную сферу: у них...

Подробнее »

Страничка психолога

Как развивается ваш малыш от 1года до 4 лет?

17-04-2018 Просмотров:26

Как развивается ваш малыш  от 1года до 4 лет?

Как развивается ваш малыш  от 1года до 4 лет?   Психологическая служба ГКУЗ «ТОСДР» 1 год 3 месяца. Запаспонимаемых слов быстро расширяется. Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости. Ориентируется...

Подробнее »

Как развивается ваш малыш от рождения до 1 года?

27-03-2018 Просмотров:46

Как развивается ваш малыш  от рождения до 1 года?

Как развивается ваш малыш  от рождения до 1 года? Психологическая служба ГКУЗ «ТОСДР»   Первые годы жизни чрезвычайно важны в развитии ребенка. Однако не все родители признают ценность и уникальность данного временного отрезка, считая его...

Подробнее »

Адаптация семьи при рождении ребенка с ограниченны…

19-01-2018 Просмотров:120

Адаптация семьи при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья   Дубенская Е.В., педагог-психолог    Благополучное будущее семьи и ребенка с особенностями развития зависит от умения родителей адаптироваться к создавшейся ситуации. У многих родителей возникают...

Подробнее »

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста

19-01-2018 Просмотров:212

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста Шепелева Н.С., педагог-психолог   Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод в психологии, и, конечно, один из самых древних. Когда появились волшебные сказки, никому неизвестно. Однако с...

Подробнее »

Памятка для родителей по профилактике жестокого об…

20-10-2017 Просмотров:122

Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения с детьми

  Памятка для родителей   по профилактике жестокого обращения с детьми Наказание всегда представляетсобой акт ненависти. В акте наказания учитель или родитель ненавидит ребенка – и ребенок понимает это.   Александр Нилл.   1. Создайте дома среду, характеризующую...

Подробнее »

Направления работы педагога-психолога с семьей и м…

14-08-2017 Просмотров:353

Направления работы педагога-психолога с семьей и методы изучения детско-родительских отношений Шепелева Н.С. педагог-психолог ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», г. Тамбов   Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. В. А. Сухомлинский Основное назначение...

Подробнее »

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула сча…

14-08-2017 Просмотров:242

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула счастья»: цель – реализация – результат

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула счастья»: цель – реализация – результат   Дубенская Е.В.   педагог-психолог ГКУЗ «ТОСДР».   Впервые учреждение здравоохранения, Тамбовский дом ребенка, приняло участие в конкурсном отборе инновационных социальных проектов. Проект «Семья формула счастья» стал...

Подробнее »

"Совершенствование форм и методов комплексной…

20-06-2017 Просмотров:239

«Совершенствование форм и методов комплексной абилитации и  реабилитации детей-инвалидов в ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка» Дубенская Е.В. Педагог-психолог ГКУЗ «ТОСДР»   В соответствии с Постановлением Администрации Тамбовской области от 10.06.2013г. №604  и Приказом...

Подробнее »

Организация и работа «родительской гостиной» в та…

19-06-2017 Просмотров:257

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАБОТА «РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ» В ТАМБОВСКОМ ДОМЕ РЕБЕНКА   Шепелева Н. С.   педагог-психологГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», г. Тамбов   Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый. Ж. Сесброн   Одной из важнейших проблем...

Подробнее »