История

Исторический аспект проблемы детей, оставшихся без попечения родителей

Проблема детей, оставшиеся без попечения родителей, не теряла своей актуальности на протяжении всей истории государства Российского.

Согласно архивных материалов, забота о детях, оставшихся без попечения родителей, как частное дело существовала еще у древних славян. Период формирования феодального государства полон примеров частной помощи детям-сиротам. Однако, постепенно эта социальная миссия трансформировалась в направление церковной социальной политики. А уже с XIV в. получает развитие идея (альтернативная церковной) государственной поддержки, которая начинает оформляться в систему общественного призрения.

История изобилует фактами, когда еще древние правители проявляли заботу о сирых и убогих. Так, например, великий князь Владимир I поручал общественное призрение (в том числе и помощь сиротам) попечению и надзору духовенства (996 г.); заботился о прокормлении сирот, сам подавал милостыню.

Великий князь Ярослав учредил сиротское училище, в котором призревались и обучались 300 юношей. А уже при Иване Грозном в круг задач государственного управления, осуществляемого с помощью приказов, входило и призрение сирот.

В царствование Михаила Федоровича сиротские дома находились в ведении патриаршего приказа. Никон, будучи еще архимандритом, устроил в Новгороде дом для сирот. Там же, при монастыре, в 1706 г. был открыт первый в России приют для незаконнорожденных или «зазорных» младенцев (воспитательный дом).

По указу Петра I от 1715 г. воспитательные дома стали строиться в городах при церковных дворах, которые позже были закрыты.

Во времена Екатерины II воспитательные дома появляются вновь, в том числе в Москве (1764 г.) и Санкт-Петербурге (1770 г.). Устанавливается и тайный прием детей без проверки удостоверений личности приносящих. Этим фактически прямо объявлялось, что воспитательные дома открываются не только для рожденных вне брака, но и для законных детей, оставляемых родителями по бедности.

В результате число воспитанников таких домов стало быстро расти. Единственным выходом из этой ситуации было устройство их на воспитание по деревням. Однако, вследствие тяжелого положения деревни и высокого уровня смертности этих детей, подобная практика в тот исторический период не принесла своих результатов.

С 1796 г. именным указом Павла I Императрица Мария Федоровна была назначена руководителем всеми социальными учреждениями России, которые стали именоваться «Учреждения Императрицы Марии». В это время появляется целая сеть приютов для детей, почти половина, из которых содержались за счет пожертвований частных лиц и благотворительных обществ. Государственная забота о детях осуществлялась в двух направлениях:

  • так называемым Ведомством учреждений Императрицы Марии Федоровны, в котором оставались столичные и некоторые другие приюты;
  • земством на местах (Земские учреждения попечения о сирых и увечных).

В этот период вновь стали передавать детей, оставшихся без попечения родителей, в крестьянские семьи «государевых» деревень. За воспитание «приютских» крестьянам платили, предоставляли ряд льгот. В дальнейшем эта практика стала все более распространяться; аналог такой формы устройства детей можно встретить и в наше время (речь идет о патронате).

Актуальность социальной проблемы сиротства и беспризорности детей, проистекающая из множества факторов и целого ряда причин социального, финансового, религиозного и нравственного характера, с годами лишь возрастала, впадая в зависимость от природных катаклизмов, военных и политических конфликтов, периодов неурожая и голода.

Первая мировая война способствовала увеличению числа детей, лишившихся семьи, родителей, крова. По разным данным к 1917 г. в стране насчитывалось от 2,5 до 7 млн. беспризорных детей и подростков. К миллионам осиротевших детей, чьих отцов унесла империалистическая война, добавились те, кто потерял родителей в годы войны гражданской.

Уже в первые дни Советской власти, в период с 26 октября по 20 декабря 1917 г., было издано шесть декретов СНК, касающихся детей. По всей стране стали создаваться детские приемники, колонии, детские сады, санатории, где кормили, лечили детей, собирали средства для оказания помощи беспризорным. В это же время начинается передача всех детских приютов, в том числе, старых – государственных и монастырских, в ведение Народного комиссариата социального обеспечения, а с июня 1918 года - в систему Народного комиссариата просвещения. Этот процесс продолжался до 1919 года, а само слово приют было изменено на «детский дом».

В 20-е годы получила распространение «классовая» причина сиротства и беспризорности детей, чьи родители были арестованы, репрессированы.

С 1921 года обязанность заботиться обо всех детях была возложена на образованную при президиуме Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Чрезвычайную Комиссию по улучшению жизни детей под председательством Ф. Э. Дзержинского. Была создана достаточно разветвленная система социального обеспечения детей-сирот, которая включала в себя детские дома различных категорий (дошкольные, школьные, с профессиональным обучением, лечебные, для инвалидов и др.). Но уже к середине 1930-х гг. с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима многообразие различных видов детских учреждений исчезло и было заменено унифицированной системой домов ребенка, детских домов и школ-интернатов, которая сохранялась на протяжении всего советского периода. Дети грудного возраста вместе с матерями принимались в “Дом матери и ребенка”. Найдя здесь приют для себя и своего ребенка, женщина могла кормить также другого ребенка, не имеющего матери. Достигая возраста одного года, дети (уже без матери) переводились в дом ребенка, где оставались до трех лет. Главный же его контингент составляли подкидыши, круглые сироты или дети больных родителей.

Не на последнем месте среди причин сиротства были и массовые политические репрессии. В августе 1938 г. НКВД СССР обратился в Управление делами СНК СССР с ходатайством о дополнительном выделении мест в учреждениях для детей-сирот, родители которых были осуждены или расстреляны.

Накануне Великой Отечественной войны, несмотря на все проведенные Советским правительством мероприятия, проблема сирот и беспризорных детей продолжала существовать. В 1940 г. численность детей-сирот, находившихся в детских домах РСФСР, приближалась к 170 тыс. человек.

В годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы число детей-сирот возросло. Это было связано со следствием голода, репрессий, массовой нужды. По мере преодоления последствий войны, разрухи и голода, прекращения массовых репрессий численность детей-сирот сокращалась. К середине 50-х годов она приблизилась к довоенному уровню.

С середины 1950-х годов до наших дней можно говорить об изменении причин сиротства. Число обездоленных детей продолжало пополняться вследствие лишения родителей их родительских прав из-за пьянства, отказа матерей от содержания и воспитания своих детей, роста числа матерей-одиночек, несовершеннолетних матерей и т. д. Появляется такая категория детей, как социальные сироты или сироты при живых родителях; именно они составляют основную массу воспитанников госучреждений. В современной России социальные сироты также составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без родительского попечения (95%).

Проблема детской беспризорности и безнадзорности не обошла стороной и Тамбовскую область.

Наиболее остро она проявилась в послереволюционные годы 1919-1921 г.г. в связи с тяжелым материальным положением многих семей. В этот период стала создаваться целая сеть детских учреждений, в том числе и Дома ребенка.

В областном архиве удалось разыскать протоколы заседаний Губздравотдела и доклад заведующей подотдела «Охраны материнства и младенчества» Окуляровой за 1925 г.

В докладе указано, что «… В настоящее время в Тамбовской губернии имеется 13 детских учреждений в которых воспитываются 548 детей, из которых 30% подкидыши, а остальные дети совершенно не обеспеченных родителей, временно принятые по случаю заболевания матери и сироты. Для того что бы обеспечить первые месяцы женщине роженице и не дать возможность ребенку быть подкинутым открыты дома матери и ребенка, в которые принимаются женщины за один или полтора месяца до рождения ребенка и остаются в доме в течение двух месяцев после родов. Во время пребывания в доме женщина получает одежду и пищу и уход. Если же в дальнейшем мать не имеет убежища, она остается в детском доме со своим ребенком, уже в качестве кормилицы, получая жалованье и обязуясь кормить и другого казенного ребенка. В Дом Грудного ребенка принимаются дети не обеспеченных родителей и сироты, которые не будучи приняты из рук их родственника все равно окажутся подкинутыми…»

На начало 20-х годов в г. Тамбове функционировало 4 учреждения для малышей:

  1. Первое отделение Дома Младенцев на 100 детей в возрасте от рождения до полутора лет, размещалось в центре города на ул. Советской (в бывшем доме Нарышкиной).
  2. Второе Отделение Дома Младенцев было рассчитано на 30 детей до 3 лет, располагалось по улице Советской, 12.
  3. Дом Матери и ребенка на 20 матерей с детьми грудного возраста, располагался на Первомайской площади, 10. Учреждение служило временным убежищем для малоимущих и его состав постоянно менялся.
  4. В Доме ребенка им. А.Бебеля воспитывались дети от 1,5 до 4 лет, учреждение располагалось угол ул. Набережная и Кирпичной.

В настоящее время ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка» является единственным учреждением области, которое на несколько лет становится основным местом пребывания для тех малышей, чьи родители лишены родительских прав, «отказников», подкидышей. Здесь живут и воспитываются дети с органическими поражениями центральной нервной системы и других органов, с нарушением психики, недостатками физического развития, дети-инвалиды, а также временно помещенные по заявлениям родителей в связи с трудной жизненной ситуацией. Учреждение рассчитано на 80 воспитанников от рождения до 4 лет.

Состояние здоровья практически всех детей, поступающих на воспитание, имеют те или иные нарушения. В связи с этим, с воспитанниками проводятся лечебно-оздоровительные мероприятия, медицинская, социальная реабилитация, а так же психолого-педагогическое сопровождение, направленное на коррекцию существующих нарушений. Кроме того в учреждении работает служба раннего вмешательства - «Лекотека», оказывающая помощь детям с ограниченными возможностями, с использованием игровых технологий.

Для проведения этой многоплановой работы в доме ребёнка имеются все необходимые помещения и кабинеты, оснащённые современным оборудованием и инвентарем; имеются высокопрофессиональные специалисты.

Каждый ребенок окружён лаской, вниманием и заботой любящих сотрудников, для малышей создается комфортная обстановка, максимально приближенная к семейной.

Учитывая социальную значимость учреждения, Управление здравоохранения Тамбовской области осуществляет 100% финансирование всех жизненно важных расходов, контролирует нужды и потребности, оказывает методическую помощь.

Активно помогают в работе волонтерские студенческие отряды, спонсоры, частные лица, неравнодушные к проблемам сирот, а так же Попечительский совет.