Индивидуальные музыкальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Доме ребёнка

Музыкальные занятия в Доме ребёнка – это возможность для малыша сменить обычную обстановку, узнать что-то новое, пообщаться. Воспитанники Домов ребёнка вынужденно ограничены во впечатлениях, развивающих их эмоциональную сферу: у них нет возможности гулять по городу, ездить в парки отдыха, ходить на развивающие занятия, куда приходят и другие дети. Именно поэтому каждое новое впечатление так важно для развития ребёнка. Индивидуальные музыкальные занятия призваны разнообразить быт малыша, давать ему новые знания и впечатления, при этом они ориентированы на индивидуальные способности и возможности каждого ребёнка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются во внимательном отношении и в индивидуальном подходе при выборе видов деятельности на занятии.  Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность.

Зачастую каждый такой ребёнок – уникален в своём музыкальном восприятии, и основная задача педагога – подобрать такие игры,которые помогут малышу максимально раскрыться и получить удовольствие от занятия. Музыка может стать хорошим другом и источником душевного равновесия ребенка, как в раннем возрасте, так и в дальнейшей жизни.

Положительная роль музыкальных занятий заключается в улучшении физического и морального состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения впечатлений, формирование душевного равновесия. Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи:

- оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, предоставить возможность каждому ребенку ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично;

- нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения;

- развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности;

- тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; формирование правильной осанки и походки;

-обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств. Для этого на занятиях обеспечивается преемственность в усвоении материала и формирования умений и навыков, активизируются самостоятельные и творческие проявления детей в музыкальной деятельности, используется вариативность в построении занятия. Помимо этого, используются педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка, включается различный наглядно-дидактический материал.

Для музыкальных занятий, в первую очередь, необходимо создать определённые условия: в зале должно быть тихо, посторонние звуки не должны мешать ребёнку сосредоточиться. Рабочее место на занятии должно быть удобно ребёнку: стол и стул необходимо подобрать с учётом роста.

 Весь необходимый инвентарь должен быть подготовлен заранее и находиться за ширмой, чтобы не отвлекать ребёнка от совершаемых действий. Детям с ОВЗ бывает трудно сосредоточиться на требуемых от них действиях, поэтому ничто не должно их отвлекать.

Занятие всегда должно быть одинаково выстроено, чтобы ребёнку проще было ориентироваться в происходящем и занятие не пугало его.

В начале – приветствие. Ребёнок постепенно привыкает к этому  ритуалу и уже в самом начале занятия получает заряд положительного настроя, передающегося с улыбкой педагога.

После приветствия педагога перед ребёнком ставится задача «поздороваться с музыкой»: сидеть тихо и слушать музыку, которую педагог исполняет на музыкальном инструменте. Здесь следует особое внимание обращать на исполнение: музыкальный материал должен быть исполнен качественно, поскольку в комплексе все мелодии и песни, звучащие на занятии, формируют музыкальные представления ребёнка.

Далее следует разминка. Это определённый набор действий, который повторяется из урока в урок, формула, которую осваивает ребёнок, для того, чтобы включиться в занятие. Разминка открывает и каждое групповое занятие.

Основные задачи этой вступительной части урока – установление контакта с ребёнком, создание атмосферы психологического комфорта.

Собственно занятие состоит из комплекса заданий, которые подбираются с учётом индивидуальных особенностей развития и интересов ребёнка. Кто-то из детей боится шумовых инструментов, кто-то любит подвижные игры и так далее. Иногда привычное и любимое занятие даётся ребёнку с трудом из-за настроения либо самочувствия – поэтому содержание урока всегда вариативно и должно гибко подстраиваться под малыша.

Основные виды деятельности на уроке:

- упражнения для развития пальцев рук;

-упражнения для развития речевых и мимических движений;

- слушание музыки;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- разучивание танцевальных движений;

- подвижные игры.

Наиболее сложные для ребёнка задания должны чередоваться с более лёгкими  и интересными ему.

Пальчиковые игры способствуют естественной связи между движениями рук и произношением слов. Исследователи, занимающиеся изучением механизма речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность; «предвосхищают» сознание, повышают общий уровень организации мышления.

Эффективны в работе логопедическая ритмика, музыкально-подвижные  игры.

Использование детских музыкальных инструментов на занятиях способствует решению следующих коррекционных задач:

-развитие внимания, самоконтроля;

- формирование координации движений;

- развитие мелкой моторики;

- развитие чувства ритма.

Часто ребёнок проявляет большой интерес к инструменту, на котором педагог исполняет музыку. Знакомство с настоящим музыкальным инструментом может стать неотъемлемой частью каждого занятия.

Длительность занятия – 15 минут. Однако занятие может быть продлено, если у малыша нет иных занятий, режимных моментов и есть желание заниматься и играть дальше.

Индивидуальное музыкальное занятие с ребёнком с ОВЗ – комплексное мероприятие, включающее в себя виды деятельности, направленные на физическое и эмоциональное развитие ребёнка.  В Доме ребёнка живут малыши до четырёх лет, некоторые из них имеют отклонения в развитии. Однако наличие отклонений не означает, что детей нельзя чему-то научить. Вдумчивое отношение, индивидуальный подход к каждому малышу позволит создать благоприятную атмосферу, близкую к домашней, которая позволит ребёнку чувствовать себя счастливым и стремиться к успеху.

 

Список литературы:

1.                Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2005

2.                Королькова Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016

3.                Лизунова Т.А.  Развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальной деятельности.

 

4.                Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Академия Москва, 1998

Методическая копилка

06-02-2018
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ОСМЫС­ЛЕННОЙ МОТОРИКИ

             В дошкольном детстве у ребенка стихийно складывается определенный опыт двигательного творчества. Однако в силу своей стихийности этот опыт не закрепляется в виде устойчивых психомоторных характеристик, которые лежат фундаменте его...

Подробнее »
05-02-2018
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ

Для всестороннего развития детей младшего возраста с нарушениями нервно-психического развития чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, а также основными движениями – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием. Без этих навыков детям...

Подробнее »
05-06-2017
Раннее музыкальное развитие как фактор гармоничного развития детей в Доме ребёнка

Учеными установлено, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в интеллектуальном,...

Подробнее »
05-06-2017
Особенности гармоничного развития ребенка с ОВЗ посредством музыки

Современные тенденции развития личности в обществе связаны с постоянным движением вперёд, умением быстро ориентироваться в ситуации, отсутствие страха перед стремительно меняющимся миром, интересом к различным аспектам жизни и стремлением участвовать...

Подробнее »
05-06-2017
Индивидуальные музыкальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Доме ребёнка

Музыкальные занятия в Доме ребёнка – это возможность для малыша сменить обычную обстановку, узнать что-то новое, пообщаться. Воспитанники Домов ребёнка вынужденно ограничены во впечатлениях, развивающих их эмоциональную сферу: у них...

Подробнее »

Страничка психолога

Как развивается ваш малыш от 1года до 4 лет?

17-04-2018 Просмотров:26

Как развивается ваш малыш  от 1года до 4 лет?

Как развивается ваш малыш  от 1года до 4 лет?   Психологическая служба ГКУЗ «ТОСДР» 1 год 3 месяца. Запаспонимаемых слов быстро расширяется. Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости. Ориентируется...

Подробнее »

Как развивается ваш малыш от рождения до 1 года?

27-03-2018 Просмотров:46

Как развивается ваш малыш  от рождения до 1 года?

Как развивается ваш малыш  от рождения до 1 года? Психологическая служба ГКУЗ «ТОСДР»   Первые годы жизни чрезвычайно важны в развитии ребенка. Однако не все родители признают ценность и уникальность данного временного отрезка, считая его...

Подробнее »

Адаптация семьи при рождении ребенка с ограниченны…

19-01-2018 Просмотров:120

Адаптация семьи при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья   Дубенская Е.В., педагог-психолог    Благополучное будущее семьи и ребенка с особенностями развития зависит от умения родителей адаптироваться к создавшейся ситуации. У многих родителей возникают...

Подробнее »

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста

19-01-2018 Просмотров:212

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста Шепелева Н.С., педагог-психолог   Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод в психологии, и, конечно, один из самых древних. Когда появились волшебные сказки, никому неизвестно. Однако с...

Подробнее »

Памятка для родителей по профилактике жестокого об…

20-10-2017 Просмотров:122

Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения с детьми

  Памятка для родителей   по профилактике жестокого обращения с детьми Наказание всегда представляетсобой акт ненависти. В акте наказания учитель или родитель ненавидит ребенка – и ребенок понимает это.   Александр Нилл.   1. Создайте дома среду, характеризующую...

Подробнее »

Направления работы педагога-психолога с семьей и м…

14-08-2017 Просмотров:352

Направления работы педагога-психолога с семьей и методы изучения детско-родительских отношений Шепелева Н.С. педагог-психолог ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», г. Тамбов   Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. В. А. Сухомлинский Основное назначение...

Подробнее »

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула сча…

14-08-2017 Просмотров:242

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула счастья»: цель – реализация – результат

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула счастья»: цель – реализация – результат   Дубенская Е.В.   педагог-психолог ГКУЗ «ТОСДР».   Впервые учреждение здравоохранения, Тамбовский дом ребенка, приняло участие в конкурсном отборе инновационных социальных проектов. Проект «Семья формула счастья» стал...

Подробнее »

"Совершенствование форм и методов комплексной…

20-06-2017 Просмотров:238

«Совершенствование форм и методов комплексной абилитации и  реабилитации детей-инвалидов в ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка» Дубенская Е.В. Педагог-психолог ГКУЗ «ТОСДР»   В соответствии с Постановлением Администрации Тамбовской области от 10.06.2013г. №604  и Приказом...

Подробнее »

Организация и работа «родительской гостиной» в та…

19-06-2017 Просмотров:257

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАБОТА «РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ» В ТАМБОВСКОМ ДОМЕ РЕБЕНКА   Шепелева Н. С.   педагог-психологГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», г. Тамбов   Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый. Ж. Сесброн   Одной из важнейших проблем...

Подробнее »