Музыкальные занятия в Доме ребёнка – это возможность для малыша сменить обычную обстановку, узнать что-то новое, пообщаться. Воспитанники Домов ребёнка вынужденно ограничены во впечатлениях, развивающих их эмоциональную сферу: у них нет возможности гулять по городу, ездить в парки отдыха, ходить на развивающие занятия, куда приходят и другие дети. Именно поэтому каждое новое впечатление так важно для развития ребёнка. Индивидуальные музыкальные занятия призваны разнообразить быт малыша, давать ему новые знания и впечатления, при этом они ориентированы на индивидуальные способности и возможности каждого ребёнка.
Дети с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются во внимательном отношении и в индивидуальном подходе при выборе видов деятельности на занятии. Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность.
Зачастую каждый такой ребёнок – уникален в своём музыкальном восприятии, и основная задача педагога – подобрать такие игры,которые помогут малышу максимально раскрыться и получить удовольствие от занятия. Музыка может стать хорошим другом и источником душевного равновесия ребенка, как в раннем возрасте, так и в дальнейшей жизни.
Положительная роль музыкальных занятий заключается в улучшении физического и морального состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения впечатлений, формирование душевного равновесия. Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи:
- оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, предоставить возможность каждому ребенку ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично;
- нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения;
- развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности;
- тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; формирование правильной осанки и походки;
-обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств. Для этого на занятиях обеспечивается преемственность в усвоении материала и формирования умений и навыков, активизируются самостоятельные и творческие проявления детей в музыкальной деятельности, используется вариативность в построении занятия. Помимо этого, используются педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка, включается различный наглядно-дидактический материал.
Для музыкальных занятий, в первую очередь, необходимо создать определённые условия: в зале должно быть тихо, посторонние звуки не должны мешать ребёнку сосредоточиться. Рабочее место на занятии должно быть удобно ребёнку: стол и стул необходимо подобрать с учётом роста.
Весь необходимый инвентарь должен быть подготовлен заранее и находиться за ширмой, чтобы не отвлекать ребёнка от совершаемых действий. Детям с ОВЗ бывает трудно сосредоточиться на требуемых от них действиях, поэтому ничто не должно их отвлекать.
Занятие всегда должно быть одинаково выстроено, чтобы ребёнку проще было ориентироваться в происходящем и занятие не пугало его.
В начале – приветствие. Ребёнок постепенно привыкает к этому ритуалу и уже в самом начале занятия получает заряд положительного настроя, передающегося с улыбкой педагога.
После приветствия педагога перед ребёнком ставится задача «поздороваться с музыкой»: сидеть тихо и слушать музыку, которую педагог исполняет на музыкальном инструменте. Здесь следует особое внимание обращать на исполнение: музыкальный материал должен быть исполнен качественно, поскольку в комплексе все мелодии и песни, звучащие на занятии, формируют музыкальные представления ребёнка.
Далее следует разминка. Это определённый набор действий, который повторяется из урока в урок, формула, которую осваивает ребёнок, для того, чтобы включиться в занятие. Разминка открывает и каждое групповое занятие.
Основные задачи этой вступительной части урока – установление контакта с ребёнком, создание атмосферы психологического комфорта.
Собственно занятие состоит из комплекса заданий, которые подбираются с учётом индивидуальных особенностей развития и интересов ребёнка. Кто-то из детей боится шумовых инструментов, кто-то любит подвижные игры и так далее. Иногда привычное и любимое занятие даётся ребёнку с трудом из-за настроения либо самочувствия – поэтому содержание урока всегда вариативно и должно гибко подстраиваться под малыша.
Основные виды деятельности на уроке:
- упражнения для развития пальцев рук;
-упражнения для развития речевых и мимических движений;
- слушание музыки;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- разучивание танцевальных движений;
- подвижные игры.
Наиболее сложные для ребёнка задания должны чередоваться с более лёгкими и интересными ему.
Пальчиковые игры способствуют естественной связи между движениями рук и произношением слов. Исследователи, занимающиеся изучением механизма речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность; «предвосхищают» сознание, повышают общий уровень организации мышления.
Эффективны в работе логопедическая ритмика, музыкально-подвижные игры.
Использование детских музыкальных инструментов на занятиях способствует решению следующих коррекционных задач:
-развитие внимания, самоконтроля;
- формирование координации движений;
- развитие мелкой моторики;
- развитие чувства ритма.
Часто ребёнок проявляет большой интерес к инструменту, на котором педагог исполняет музыку. Знакомство с настоящим музыкальным инструментом может стать неотъемлемой частью каждого занятия.
Длительность занятия – 15 минут. Однако занятие может быть продлено, если у малыша нет иных занятий, режимных моментов и есть желание заниматься и играть дальше.
Индивидуальное музыкальное занятие с ребёнком с ОВЗ – комплексное мероприятие, включающее в себя виды деятельности, направленные на физическое и эмоциональное развитие ребёнка. В Доме ребёнка живут малыши до четырёх лет, некоторые из них имеют отклонения в развитии. Однако наличие отклонений не означает, что детей нельзя чему-то научить. Вдумчивое отношение, индивидуальный подход к каждому малышу позволит создать благоприятную атмосферу, близкую к домашней, которая позволит ребёнку чувствовать себя счастливым и стремиться к успеху.
Список литературы:
1. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2005
2. Королькова Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016
3. Лизунова Т.А. Развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальной деятельности.
4. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Академия Москва, 1998