Организация и работа «родительской гостиной» в тамбовском доме ребенка

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАБОТА «РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ»

В ТАМБОВСКОМ ДОМЕ РЕБЕНКА

 

Шепелева Н. С.

 

педагог-психологГКУЗ «Тамбовский областной

специализированный дом ребенка», г. Тамбов

 

Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком:

он лишь маленький беззащитный взрослый.

Ж. Сесброн

 

Одной из важнейших проблем нынешнего общества является социальное сиротство. Не является секретом то, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети являются сиротами при живых родителях, и именно их число катастрофически растет. Что же такое социальное сиротство?

Социальное сиротство – это социальное явление, которое обуславливается наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.[1].

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях [2].

Среди причин, по которым дети попадают в Тамбовский дом ребенка, отмечены такие, как: падение жизненного уровня большинства семей; отказ несовершеннолетних мам от новорожденных детей; родители, по состоянию здоровья, не имеют возможности воспитывать ребенка; родители, находятся в местах лишения свободы; увеличение числа родителей, ведущих асоциальный образ жизнии т. д.

К сожалению, у ребенка, который удален от родителей и помещен в условия интерната, снижается общий психический тонус, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, ухудшается эмоционально-познавательное взаимодействие и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок вернется в родную семью или приобретет новую, тем меньше произойдет нарушений в психоэмоциональном развитии.

Чтобы справиться с социальной бедой, ее должно понимать, разделять и стремиться помочь все общество. Мир взрослых старается помочь каждому ребенку, оставшемуся без попечения родителей, найти свою семью.

Одни семьи приходят в наш дом ребенка с надеждой и желанием стать родителями, другие – для того, чтобы вернуть ребенка в родной дом. С каждой семьей ведется долгая и сложная работа. Действия специалистов последовательны и хорошо продуманы. Главное условие, от которого во многом зависит успешность и эффективность достижения целей, это сотрудничество родителей (кровных или потенциальных) со специалистами.

В апреле 2015 года в рамках проекта «Семья – формула счастья» в Тамбовском доме ребенка открыта «Родительская гостиная» для родителей детей раннего возраста и тех, кто желает принять в свою семью малыша. Специально оборудованная комната, имеет несколько зон: игровую, домашний уголок, зону свободной деятельности. Ведется видеонаблюдение.

Задачи, которые решаются в процессе работы с семьей в рамках «Родительской гостиной», следующие:

-       формирование конструктивного диалога между педагогами-психологами, дефектологами, врачами, воспитателями и семьей;

-       предоставление родителям знаний о возрастных особенностях детей раннего возраста;

-       построение и укрепление детско-родительских отношений;

-       обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком раннего возраста;

-       оказание поддержки и сопровождение семьи в кризисные периоды;

-       формирование моделей поведения взрослых в проблемных ситуациях межличностного взаимодействия с ребенком;

-       стабилизация (гармонизация) психологического климата семьи.

Работа с семьями строится поэтапно. Она включает в себя: ознакомительный, коррекционно-развивающий; заключительный (профилактический) этап.

Ознакомительный этап включает в себя сбор информации о семье, необходимый для планирования коррекционного этапа по решению конкретной проблемы. Проводится анкетирование, собеседование с членами семьи, наблюдения, беседы, диагностирование. Проводя анализ полученных данных, определяется «проблемное поле» семьи и выстраивается алгоритм работы специалистов, разрабатывается индивидуальный план работы с семьей.

Большое значение имеет первая встречапотенциальных родителей (опекунов) с ребенком, и иногда именно она является критерием успешности построения дальнейших отношений. Если ребенок идет на контакт, значит, первый маленький шаг к успеху уже сделан. Один из важных и даже базовых элементов – это  формирование привязанности. Она не рождается, а именно формируется. Это процесс, который проходит постепенно. Психологи наблюдают, как протекает знакомство ребенка с семьей. Оно осуществляется поэтапно, шаг за шагом. Ни в коем случае нельзя оказывать давление ни на одну из сторон с целью ускорения процесса. Именно с этой целью разработана технология «гостевого режима». Но что это означает? Индивидуально для каждой семьи подбирается гибкий режим посещения. Выбирается удобное время для родителей (кровных или потенциальных) с учетом режима дня ребенка.

На втором этапе, коррекционная работа с родителями включает в себя: тематические встречи, консультирование, а также просветительскую деятельность. Работа ведется в индивидуальной и групповой форме.

Тематические встречи проводятся в активной форме: это заседания родительского клуба, круглый стол, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги. В процессе проведения встреч с родителями используются такие методы, как ролевые и деловые игры, упражнения, обсуждения, мини-лекции, анализ предложенной ситуации и моделирование путей ее решения.

Структура каждой встречи состоит из: приветствия, основной части, игрового взаимодействия ребенка и родителей, прощания.

На заседаниях родительского клуба используется интерактивная модель общения. Родителям предлагается открытое обсуждение выбранной темы. Каждый имеет возможность задать волнующий его вопрос и получить ответ не только от специалистов, но и от других родителей. Совместные обсуждения помогают всесторонне анализировать и определять позиции для каждого участника. Участник как бы «проживает» предложеннуюпроблемную ситуацию, определяет свои возможности, находит решение и озвучивает ее в открытом диалоге. Например, родителей обучают общаться и организовывать совместную с ребенком деятельность, а потом предлагают «проигрывать» это не только с ребенком, но и с другим участником процесса.

Родители имеют возможность определить тематику следующего заседания. Это широкий круг тем, связанный с воспитанием и развитием детей раннего возраста, а также вопросы социально – правового характера. Специалисты стремятся к тому, чтобы каждая встреча была интересной, содержательной и полезной. Положительный эмоциональный фон встреч помогает созданию комфортной среды для совместной деятельности.

Семьи привлекаются к участию в совместных мероприятиях: экскурсии в зоопарк, парк аттракционов, праздники, досуги.

Такая работа создает доброжелательное, доверительное отношение между участниками процесса. Правильно выбранный тон общения сотрудников с родителями дает положительный результат: желание членов семьи принимать участие во всех видах деятельности. Следует подчеркнуть главный принцип работы нашей «Родительской гостиной»– это атмосфера доверия. У родителей (кровных и потенциальных) возрастает уверенность в своих родительских возможностях и крепнет готовность принятия ребенка в семью.

Заключительный этап – это подведение итогов проделанной работы.

Результатом работы команды специалистов становится то, что родители (кровные или потенциальные) готовы нести ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка. Налажены и окрепли детско-родительские отношения. Родители знают об эмоциональном и психическом развитии своего ребенка и умеют правильно выбрать стиль воспитания, исходя из его интересов. Обучены навыкам общения и игрового взаимодействия.

 

Но работа команды не заканчивается на том, что ребенок ушел в семью. Специалисты всегда готовы придти на помощь родителям, чтобы поддержать и помочь в решении возникающих вопросов. Осуществляется обратная телефонная связь, работает выездная бригада. Мы стараемся помочь и поддержать родителей в их уверенности в своих возможностях. Главная наша задача – помочь родителям и детям стать счастливой семьей.

Методическая копилка

06-02-2018
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ОСМЫС­ЛЕННОЙ МОТОРИКИ

             В дошкольном детстве у ребенка стихийно складывается определенный опыт двигательного творчества. Однако в силу своей стихийности этот опыт не закрепляется в виде устойчивых психомоторных характеристик, которые лежат фундаменте его...

Подробнее »
05-02-2018
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ

Для всестороннего развития детей младшего возраста с нарушениями нервно-психического развития чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, а также основными движениями – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием. Без этих навыков детям...

Подробнее »
05-06-2017
Раннее музыкальное развитие как фактор гармоничного развития детей в Доме ребёнка

Учеными установлено, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в интеллектуальном,...

Подробнее »
05-06-2017
Особенности гармоничного развития ребенка с ОВЗ посредством музыки

Современные тенденции развития личности в обществе связаны с постоянным движением вперёд, умением быстро ориентироваться в ситуации, отсутствие страха перед стремительно меняющимся миром, интересом к различным аспектам жизни и стремлением участвовать...

Подробнее »
05-06-2017
Индивидуальные музыкальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Доме ребёнка

Музыкальные занятия в Доме ребёнка – это возможность для малыша сменить обычную обстановку, узнать что-то новое, пообщаться. Воспитанники Домов ребёнка вынужденно ограничены во впечатлениях, развивающих их эмоциональную сферу: у них...

Подробнее »

Страничка психолога

Как развивается ваш малыш от 1года до 4 лет?

17-04-2018 Просмотров:11

Как развивается ваш малыш  от 1года до 4 лет?

Как развивается ваш малыш  от 1года до 4 лет?   Психологическая служба ГКУЗ «ТОСДР» 1 год 3 месяца. Запаспонимаемых слов быстро расширяется. Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости. Ориентируется...

Подробнее »

Как развивается ваш малыш от рождения до 1 года?

27-03-2018 Просмотров:32

Как развивается ваш малыш  от рождения до 1 года?

Как развивается ваш малыш  от рождения до 1 года? Психологическая служба ГКУЗ «ТОСДР»   Первые годы жизни чрезвычайно важны в развитии ребенка. Однако не все родители признают ценность и уникальность данного временного отрезка, считая его...

Подробнее »

Адаптация семьи при рождении ребенка с ограниченны…

19-01-2018 Просмотров:107

Адаптация семьи при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья   Дубенская Е.В., педагог-психолог    Благополучное будущее семьи и ребенка с особенностями развития зависит от умения родителей адаптироваться к создавшейся ситуации. У многих родителей возникают...

Подробнее »

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста

19-01-2018 Просмотров:156

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста Шепелева Н.С., педагог-психолог   Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод в психологии, и, конечно, один из самых древних. Когда появились волшебные сказки, никому неизвестно. Однако с...

Подробнее »

Памятка для родителей по профилактике жестокого об…

20-10-2017 Просмотров:108

Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения с детьми

  Памятка для родителей   по профилактике жестокого обращения с детьми Наказание всегда представляетсобой акт ненависти. В акте наказания учитель или родитель ненавидит ребенка – и ребенок понимает это.   Александр Нилл.   1. Создайте дома среду, характеризующую...

Подробнее »

Направления работы педагога-психолога с семьей и м…

14-08-2017 Просмотров:310

Направления работы педагога-психолога с семьей и методы изучения детско-родительских отношений Шепелева Н.С. педагог-психолог ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», г. Тамбов   Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. В. А. Сухомлинский Основное назначение...

Подробнее »

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула сча…

14-08-2017 Просмотров:206

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула счастья»: цель – реализация – результат

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула счастья»: цель – реализация – результат   Дубенская Е.В.   педагог-психолог ГКУЗ «ТОСДР».   Впервые учреждение здравоохранения, Тамбовский дом ребенка, приняло участие в конкурсном отборе инновационных социальных проектов. Проект «Семья формула счастья» стал...

Подробнее »

"Совершенствование форм и методов комплексной…

20-06-2017 Просмотров:212

«Совершенствование форм и методов комплексной абилитации и  реабилитации детей-инвалидов в ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка» Дубенская Е.В. Педагог-психолог ГКУЗ «ТОСДР»   В соответствии с Постановлением Администрации Тамбовской области от 10.06.2013г. №604  и Приказом...

Подробнее »

Организация и работа «родительской гостиной» в та…

19-06-2017 Просмотров:239

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАБОТА «РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ» В ТАМБОВСКОМ ДОМЕ РЕБЕНКА   Шепелева Н. С.   педагог-психологГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», г. Тамбов   Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый. Ж. Сесброн   Одной из важнейших проблем...

Подробнее »