ОРГАНИЗАЦИЯ И РАБОТА «РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ»
В ТАМБОВСКОМ ДОМЕ РЕБЕНКА
Шепелева Н. С.
педагог-психологГКУЗ «Тамбовский областной
специализированный дом ребенка», г. Тамбов
Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком:
он лишь маленький беззащитный взрослый.
Ж. Сесброн
Одной из важнейших проблем нынешнего общества является социальное сиротство. Не является секретом то, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети являются сиротами при живых родителях, и именно их число катастрофически растет. Что же такое социальное сиротство?
Социальное сиротство – это социальное явление, которое обуславливается наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.[1].
Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях [2].
Среди причин, по которым дети попадают в Тамбовский дом ребенка, отмечены такие, как: падение жизненного уровня большинства семей; отказ несовершеннолетних мам от новорожденных детей; родители, по состоянию здоровья, не имеют возможности воспитывать ребенка; родители, находятся в местах лишения свободы; увеличение числа родителей, ведущих асоциальный образ жизнии т. д.
К сожалению, у ребенка, который удален от родителей и помещен в условия интерната, снижается общий психический тонус, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, ухудшается эмоционально-познавательное взаимодействие и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок вернется в родную семью или приобретет новую, тем меньше произойдет нарушений в психоэмоциональном развитии.
Чтобы справиться с социальной бедой, ее должно понимать, разделять и стремиться помочь все общество. Мир взрослых старается помочь каждому ребенку, оставшемуся без попечения родителей, найти свою семью.
Одни семьи приходят в наш дом ребенка с надеждой и желанием стать родителями, другие – для того, чтобы вернуть ребенка в родной дом. С каждой семьей ведется долгая и сложная работа. Действия специалистов последовательны и хорошо продуманы. Главное условие, от которого во многом зависит успешность и эффективность достижения целей, это сотрудничество родителей (кровных или потенциальных) со специалистами.
В апреле 2015 года в рамках проекта «Семья – формула счастья» в Тамбовском доме ребенка открыта «Родительская гостиная» для родителей детей раннего возраста и тех, кто желает принять в свою семью малыша. Специально оборудованная комната, имеет несколько зон: игровую, домашний уголок, зону свободной деятельности. Ведется видеонаблюдение.
Задачи, которые решаются в процессе работы с семьей в рамках «Родительской гостиной», следующие:
- формирование конструктивного диалога между педагогами-психологами, дефектологами, врачами, воспитателями и семьей;
- предоставление родителям знаний о возрастных особенностях детей раннего возраста;
- построение и укрепление детско-родительских отношений;
- обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком раннего возраста;
- оказание поддержки и сопровождение семьи в кризисные периоды;
- формирование моделей поведения взрослых в проблемных ситуациях межличностного взаимодействия с ребенком;
- стабилизация (гармонизация) психологического климата семьи.
Работа с семьями строится поэтапно. Она включает в себя: ознакомительный, коррекционно-развивающий; заключительный (профилактический) этап.
Ознакомительный этап включает в себя сбор информации о семье, необходимый для планирования коррекционного этапа по решению конкретной проблемы. Проводится анкетирование, собеседование с членами семьи, наблюдения, беседы, диагностирование. Проводя анализ полученных данных, определяется «проблемное поле» семьи и выстраивается алгоритм работы специалистов, разрабатывается индивидуальный план работы с семьей.
Большое значение имеет первая встречапотенциальных родителей (опекунов) с ребенком, и иногда именно она является критерием успешности построения дальнейших отношений. Если ребенок идет на контакт, значит, первый маленький шаг к успеху уже сделан. Один из важных и даже базовых элементов – это формирование привязанности. Она не рождается, а именно формируется. Это процесс, который проходит постепенно. Психологи наблюдают, как протекает знакомство ребенка с семьей. Оно осуществляется поэтапно, шаг за шагом. Ни в коем случае нельзя оказывать давление ни на одну из сторон с целью ускорения процесса. Именно с этой целью разработана технология «гостевого режима». Но что это означает? Индивидуально для каждой семьи подбирается гибкий режим посещения. Выбирается удобное время для родителей (кровных или потенциальных) с учетом режима дня ребенка.
На втором этапе, коррекционная работа с родителями включает в себя: тематические встречи, консультирование, а также просветительскую деятельность. Работа ведется в индивидуальной и групповой форме.
Тематические встречи проводятся в активной форме: это заседания родительского клуба, круглый стол, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги. В процессе проведения встреч с родителями используются такие методы, как ролевые и деловые игры, упражнения, обсуждения, мини-лекции, анализ предложенной ситуации и моделирование путей ее решения.
Структура каждой встречи состоит из: приветствия, основной части, игрового взаимодействия ребенка и родителей, прощания.
На заседаниях родительского клуба используется интерактивная модель общения. Родителям предлагается открытое обсуждение выбранной темы. Каждый имеет возможность задать волнующий его вопрос и получить ответ не только от специалистов, но и от других родителей. Совместные обсуждения помогают всесторонне анализировать и определять позиции для каждого участника. Участник как бы «проживает» предложеннуюпроблемную ситуацию, определяет свои возможности, находит решение и озвучивает ее в открытом диалоге. Например, родителей обучают общаться и организовывать совместную с ребенком деятельность, а потом предлагают «проигрывать» это не только с ребенком, но и с другим участником процесса.
Родители имеют возможность определить тематику следующего заседания. Это широкий круг тем, связанный с воспитанием и развитием детей раннего возраста, а также вопросы социально – правового характера. Специалисты стремятся к тому, чтобы каждая встреча была интересной, содержательной и полезной. Положительный эмоциональный фон встреч помогает созданию комфортной среды для совместной деятельности.
Семьи привлекаются к участию в совместных мероприятиях: экскурсии в зоопарк, парк аттракционов, праздники, досуги.
Такая работа создает доброжелательное, доверительное отношение между участниками процесса. Правильно выбранный тон общения сотрудников с родителями дает положительный результат: желание членов семьи принимать участие во всех видах деятельности. Следует подчеркнуть главный принцип работы нашей «Родительской гостиной»– это атмосфера доверия. У родителей (кровных и потенциальных) возрастает уверенность в своих родительских возможностях и крепнет готовность принятия ребенка в семью.
Заключительный этап – это подведение итогов проделанной работы.
Результатом работы команды специалистов становится то, что родители (кровные или потенциальные) готовы нести ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка. Налажены и окрепли детско-родительские отношения. Родители знают об эмоциональном и психическом развитии своего ребенка и умеют правильно выбрать стиль воспитания, исходя из его интересов. Обучены навыкам общения и игрового взаимодействия.
Но работа команды не заканчивается на том, что ребенок ушел в семью. Специалисты всегда готовы придти на помощь родителям, чтобы поддержать и помочь в решении возникающих вопросов. Осуществляется обратная телефонная связь, работает выездная бригада. Мы стараемся помочь и поддержать родителей в их уверенности в своих возможностях. Главная наша задача – помочь родителям и детям стать счастливой семьей.