Для всестороннего развития детей младшего возраста с нарушениями нервно-психического развития чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, а также основными движениями – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием. Без этих навыков детям нельзя активно участвовать в подвижных играх, игровой деятельности, в разнообразных жизненных ситуациях.
1. Освоение основных движений детьми 3-го г. жизни с задержкой психического развития (далее – ЗПР) зависит от правильно поставленной работы педагога. Здесь нужно принимать во внимание:
2. Психологические особенности – слабость тормозных процессов, склонность к возбуждению, легкая физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость.
3. У детей в Домах ребенка часто имеются физические недостатки, инвалидность, различные синдромы.
4. Мышление – конкретное; они лучше понимают то, что говорят, поэтому первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным; новые и знакомые упражнения проводятся по показу педагога.
Вначале новые движения дети выполняют неточно, с излишним напряжением. Поэтому нужно предъявлять к ним минимальные требования. Движения ребенка считаются правильными тогда, когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности не считается для ребенка ошибкой, т.е. движения осваиваются в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование движения, его дальнейшая отработка и точность осуществляются в последующих возрастах.
У малышей хорошо развиты подражательные способности, и это нужно использовать в формировании произвольных движений. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Освоение основных видов движений малышами зависит от индивидуальных особенностей ребенка, условий развития, влияния взрослых. Например, некоторые из них впервые справляются с подскоками на м.те на двух ногах в возрасте до 2-х лет, другие только к 3-м г.м и более.
Дети 3-го г. жизни с ЗПР умеют ходить, держать равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности, способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают, лазают. Но они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых. А некоторым детям нужна специальная помощь и специальная программа обучения. Индивидуальное общение с малышом вызывает у него положительные эмоции и особенно необходимо в освоении новых движений, связанных с уменьшением площади опоры и сохранением равновесия (упражнения на гимнастической скамейке, лазание и т.д.). Своевременная помощь воспитателя не только влияет на качество обучения и выполнение движений, но и оказывает большое воспитательное воздействие, стимулирует положительное отношение ребенка к данному виду движений. На физкультурных занятиях важно развивать у малышей зрительный, слуховой и двигательный анализаторы, корригировать эмоциональную и волевую сферы, развивать познавательную деятельность и память. При этом надо учитывать принцип последовательности от простого к сложному. Необходима правильная дозировка физической нагрузки. Нагрузка должна опираться на медицинские показатели: частоту пульса и дыхания. Нормальными показателями для детей 3-го г. жизни являются частота дыхания 25-30 раз в мин., частота пульса 105-110 ударов в мин. Воспитатель также должен знать группу здоровья ребенка и планировать свою работу в соответствии со всеми медицинскими рекомендациями.