Направления работы педагога-психолога с семьей и методы изучения детско-родительских отношений

Направления работы педагога-психолога с семьей и методы изучения детско-родительских отношений

Шепелева Н.С.

педагог-психолог ГКУЗ «Тамбовский областной

специализированный дом ребенка», г. Тамбов

 

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.

В. А. Сухомлинский

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Семья объединяет людей разного возраста, пола, с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья - это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально- экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. На семью влияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индустриализация и др. Возникают проблемы, которых не было раньше.

Семейные взаимоотношения рассматриваются через призму восприятия ребенком окружающего мира. Поведение ребенка и его личностные характеристики определяются не только реальными условиями семейной жизни, но и их восприятием, степенью внутренней активности ребенка.

Родители играют исключительную роль  в жизни ребенка, и на них ложится основная ответственность за его развитие. Семейное воспитание является оптимальным для ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимыми условиями нормального развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако далеко не все родители понимают и умеют найти адекватные педагогические воздействия.

Главной и центральной фигурой для ребенка является близкий взрослый. Именно характер общения внутри семьи, адекватность воздействий близкого человека возрастным и индивидуальным потребностям и возможностям ребенка, так и его психическое развитие.

Основная цель работы педагога-психолога с семьей – максимально помочь родителям и ребенку увидеть свои реальные возможности и причины трудностей, сориентировать родителей и ребенка на конструктивное общение и совместное преодоление имеющихся проблем.

В работе педагога-психолога в целом выделяются такие направления:

- психопрофилактика;

- психодиагностика;

- развивающая и коррекционная работа;

- консультативная (просветительская) деятельность.

Психопрофилактическая работа проводится преимущественно с родителями (потенциальными родителями) и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка. Основная цель этого направления – формирование у родителей (потенциальных родителей) потребности в педагогических и психологических знаниях, желаниях их использовать в работе с ребенком, создавать условия для полноценного психического развития, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.

В рамках психодиагностической работы осуществляется углубленное изучение «проблемного поля» семьи, выявление индивидуальных особенностей данной семьи, определение причин появления проблем.

Развивающая и психокоррекционная работа предполагает активное воздействие специалиста на процесс преодоления проблемной ситуации в детско-родительских отношениях.

В русле консультативного направления педагог-психолог проводит консультирование родителей по имеющейся проблеме, осуществляет помощь в ее решении.

Специалисту необходимо сформировать психолого-педагогическую компетентность родителей (потенциальных родителей). Для этого необходимо:

1.     Обеспечить мотивацию активного участия родителей и членов семьи в процессе воспитания и обучения ребенка; объяснять родителям значимость поддержки и стимуляции развития ребенка.

2.      Обеспечить активное и эффективное включение семьи в процесс.

3.      Обучать родителей и других членов семьи приемам и методам конструктивного диалога.

4.      Создать условия для психолого-педагогического сопровождения семьи.

5.     Создать условия для стимуляции самостоятельной активности семьи.

В работе с семьей специалист может использовать как групповые, так и индивидуальные  формы работы. В программу индивидуальной работы с родителями может входить:

1)    вскрытие и обсуждение проблемы, заявляемой родителем, выявление социальной ситуации развития ребенка;

2)    обсуждение направлений коррекционной работы и возможностей ее реализации при включении родителей;

3)    вскрытие родительского воспитания, выявление факторов, препятствующих разрешению проблемы, и обсуждение возможного направления их коррекции;

4)                   обсуждение комплекса коррекционных упражнений, выполняемых родителями и ребенком дома, а также режима и дозировки времени их выполнения и стиля взаимодействия родителей с ребенком в процессе коррекции;

5)    обсуждение текущих результатов коррекции – динамики эмоционального состояния родителей, ребенка и других членов семьи и степени сформированности корректируемых функций, обсуждение трудностей реализации коррекционной программы и способов их возможного преодоления.

Для групповой работы с семьей хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы как: семинары-практикумы; тематические консультации; психологические тренинги; «родительские клубы» и т.д.

Семинары-практикумы, как правило, посвящаются какой-то одной проблеме. Свободная форма их проведения предполагает, однако, активное участие в них родителей, которых интересует вынесенный на обсуждение вопрос.

Тематические консультации обычно затрагивают вопросы коррекционных технологий, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке. В ходе таких консультаций обсуждаются, например, конкретные приемы.

         Заседания родительского клуба проводятся в активной форме. В процессе проведения встреч с родителями используются такие методы, как ролевые и деловые игры, упражнения, обсуждения, мини-лекции, анализ предложенной ситуации и моделирование путей ее решения.  Структура каждой встречи состоит из: приветствия, основной части, игрового взаимодействия ребенка и родителей, прощания.

         На заседаниях родительского клуба используется интерактивная модель общения. Родителям предлагается открытое обсуждение выбранной темы. Каждый имеет возможность задать волнующий его вопрос и получить ответ не только от специалистов, но и от других родителей. Совместные обсуждения помогают всесторонне анализировать и определять позиции для каждого участника. Участник как бы «проживает» предложенную проблемную ситуацию, определяет  свои возможности, находит решение и озвучивает ее в открытом диалоге. Например, родителей обучают общаться и организовывать совместную с ребенком деятельность, а потом предлагают «проигрывать» это не только с ребенком, но и с другим участником процесса. Родители имеют возможность определить тематику следующего заседания. Педагог-психолог должен стремиться к тому, чтобы каждая встреча была интересной, содержательной и полезной. Положительный эмоциональный фон встреч помогает созданию комфортной среды для совместной деятельности. Такая работа создает доброжелательное, доверительное отношение между участниками процесса.

Работа педагога-психолога с родителями и другими значимыми взрослыми приносит положительный результат в гармонизации детско-родительских отношений. Таким образом, психолого-педагогическое воздействие на семью позволяет:

а) оказывать эффективную психологическую помощь на основе целостного, пролонгированного подхода к коррекции детско-родительских отношений, благодаря активному участию родителей и других членов семьи в коррекционном процессе;

б) изменять в позитивную сторону характер взаимодействия внутри семьи, а также с ее ближайшим окружением.

Психолого-педагогический подход является ответом на понимание того, что, помогая семье, невозможно учитывать лишь узкий круг проблем. Это всегда единый и неделимый комплекс, в котором специалист должен квалифицированно ориентироваться.

Надо помнить, что динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности.

 

В заключение можно подвести итог: в жизни каждого человека родители играют одну из главных ролей. От отношения взрослого к своему ребенку во многом зависит процесс формирования личности малыша. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции. Каждому ребенку необходима семья для чувства безопасности и нужности в этом мире.

Методическая копилка

05-06-2017
Раннее музыкальное развитие как фактор гармоничного развития детей в Доме ребёнка

Учеными установлено, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в интеллектуальном,...

Подробнее »
05-06-2017
Особенности гармоничного развития ребенка с ОВЗ посредством музыки

Современные тенденции развития личности в обществе связаны с постоянным движением вперёд, умением быстро ориентироваться в ситуации, отсутствие страха перед стремительно меняющимся миром, интересом к различным аспектам жизни и стремлением участвовать...

Подробнее »
05-06-2017
Индивидуальные музыкальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Доме ребёнка

Музыкальные занятия в Доме ребёнка – это возможность для малыша сменить обычную обстановку, узнать что-то новое, пообщаться. Воспитанники Домов ребёнка вынужденно ограничены во впечатлениях, развивающих их эмоциональную сферу: у них...

Подробнее »

Страничка психолога

Памятка для родителей по профилактике жестокого об…

20-10-2017 Просмотров:54

Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения с детьми

  Памятка для родителей   по профилактике жестокого обращения с детьми Наказание всегда представляетсобой акт ненависти. В акте наказания учитель или родитель ненавидит ребенка – и ребенок понимает это.   Александр Нилл.   1. Создайте дома среду, характеризующую...

Подробнее »

Направления работы педагога-психолога с семьей и м…

14-08-2017 Просмотров:144

Направления работы педагога-психолога с семьей и методы изучения детско-родительских отношений Шепелева Н.С. педагог-психолог ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», г. Тамбов   Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. В. А. Сухомлинский Основное назначение...

Подробнее »

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула сча…

14-08-2017 Просмотров:85

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула счастья»: цель – реализация – результат

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула счастья»: цель – реализация – результат   Дубенская Е.В.   педагог-психолог ГКУЗ «ТОСДР».   Впервые учреждение здравоохранения, Тамбовский дом ребенка, приняло участие в конкурсном отборе инновационных социальных проектов. Проект «Семья формула счастья» стал...

Подробнее »

"Совершенствование форм и методов комплексной…

20-06-2017 Просмотров:111

«Совершенствование форм и методов комплексной абилитации и  реабилитации детей-инвалидов в ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка» Дубенская Е.В. Педагог-психолог ГКУЗ «ТОСДР»   В соответствии с Постановлением Администрации Тамбовской области от 10.06.2013г. №604  и Приказом...

Подробнее »

Организация и работа «родительской гостиной» в та…

19-06-2017 Просмотров:123

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАБОТА «РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ» В ТАМБОВСКОМ ДОМЕ РЕБЕНКА   Шепелева Н. С.   педагог-психологГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», г. Тамбов   Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый. Ж. Сесброн   Одной из важнейших проблем...

Подробнее »