Направления работы педагога-психолога с семьей и методы изучения детско-родительских отношений
Шепелева Н.С.
педагог-психолог ГКУЗ «Тамбовский областной
специализированный дом ребенка», г. Тамбов
Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.
В. А. Сухомлинский
Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.
Семья объединяет людей разного возраста, пола, с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья - это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально- экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. На семью влияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индустриализация и др. Возникают проблемы, которых не было раньше.
Семейные взаимоотношения рассматриваются через призму восприятия ребенком окружающего мира. Поведение ребенка и его личностные характеристики определяются не только реальными условиями семейной жизни, но и их восприятием, степенью внутренней активности ребенка.
Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, и на них ложится основная ответственность за его развитие. Семейное воспитание является оптимальным для ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимыми условиями нормального развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако далеко не все родители понимают и умеют найти адекватные педагогические воздействия.
Главной и центральной фигурой для ребенка является близкий взрослый. Именно характер общения внутри семьи, адекватность воздействий близкого человека возрастным и индивидуальным потребностям и возможностям ребенка, так и его психическое развитие.
Основная цель работы педагога-психолога с семьей – максимально помочь родителям и ребенку увидеть свои реальные возможности и причины трудностей, сориентировать родителей и ребенка на конструктивное общение и совместное преодоление имеющихся проблем.
В работе педагога-психолога в целом выделяются такие направления:
- психопрофилактика;
- психодиагностика;
- развивающая и коррекционная работа;
- консультативная (просветительская) деятельность.
Психопрофилактическая работа проводится преимущественно с родителями (потенциальными родителями) и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка. Основная цель этого направления – формирование у родителей (потенциальных родителей) потребности в педагогических и психологических знаниях, желаниях их использовать в работе с ребенком, создавать условия для полноценного психического развития, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.
В рамках психодиагностической работы осуществляется углубленное изучение «проблемного поля» семьи, выявление индивидуальных особенностей данной семьи, определение причин появления проблем.
Развивающая и психокоррекционная работа предполагает активное воздействие специалиста на процесс преодоления проблемной ситуации в детско-родительских отношениях.
В русле консультативного направления педагог-психолог проводит консультирование родителей по имеющейся проблеме, осуществляет помощь в ее решении.
Специалисту необходимо сформировать психолого-педагогическую компетентность родителей (потенциальных родителей). Для этого необходимо:
1. Обеспечить мотивацию активного участия родителей и членов семьи в процессе воспитания и обучения ребенка; объяснять родителям значимость поддержки и стимуляции развития ребенка.
2. Обеспечить активное и эффективное включение семьи в процесс.
3. Обучать родителей и других членов семьи приемам и методам конструктивного диалога.
4. Создать условия для психолого-педагогического сопровождения семьи.
5. Создать условия для стимуляции самостоятельной активности семьи.
В работе с семьей специалист может использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы. В программу индивидуальной работы с родителями может входить:
1) вскрытие и обсуждение проблемы, заявляемой родителем, выявление социальной ситуации развития ребенка;
2) обсуждение направлений коррекционной работы и возможностей ее реализации при включении родителей;
3) вскрытие родительского воспитания, выявление факторов, препятствующих разрешению проблемы, и обсуждение возможного направления их коррекции;
4) обсуждение комплекса коррекционных упражнений, выполняемых родителями и ребенком дома, а также режима и дозировки времени их выполнения и стиля взаимодействия родителей с ребенком в процессе коррекции;
5) обсуждение текущих результатов коррекции – динамики эмоционального состояния родителей, ребенка и других членов семьи и степени сформированности корректируемых функций, обсуждение трудностей реализации коррекционной программы и способов их возможного преодоления.
Для групповой работы с семьей хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы как: семинары-практикумы; тематические консультации; психологические тренинги; «родительские клубы» и т.д.
Семинары-практикумы, как правило, посвящаются какой-то одной проблеме. Свободная форма их проведения предполагает, однако, активное участие в них родителей, которых интересует вынесенный на обсуждение вопрос.
Тематические консультации обычно затрагивают вопросы коррекционных технологий, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке. В ходе таких консультаций обсуждаются, например, конкретные приемы.
Заседания родительского клуба проводятся в активной форме. В процессе проведения встреч с родителями используются такие методы, как ролевые и деловые игры, упражнения, обсуждения, мини-лекции, анализ предложенной ситуации и моделирование путей ее решения. Структура каждой встречи состоит из: приветствия, основной части, игрового взаимодействия ребенка и родителей, прощания.
На заседаниях родительского клуба используется интерактивная модель общения. Родителям предлагается открытое обсуждение выбранной темы. Каждый имеет возможность задать волнующий его вопрос и получить ответ не только от специалистов, но и от других родителей. Совместные обсуждения помогают всесторонне анализировать и определять позиции для каждого участника. Участник как бы «проживает» предложенную проблемную ситуацию, определяет свои возможности, находит решение и озвучивает ее в открытом диалоге. Например, родителей обучают общаться и организовывать совместную с ребенком деятельность, а потом предлагают «проигрывать» это не только с ребенком, но и с другим участником процесса. Родители имеют возможность определить тематику следующего заседания. Педагог-психолог должен стремиться к тому, чтобы каждая встреча была интересной, содержательной и полезной. Положительный эмоциональный фон встреч помогает созданию комфортной среды для совместной деятельности. Такая работа создает доброжелательное, доверительное отношение между участниками процесса.
Работа педагога-психолога с родителями и другими значимыми взрослыми приносит положительный результат в гармонизации детско-родительских отношений. Таким образом, психолого-педагогическое воздействие на семью позволяет:
а) оказывать эффективную психологическую помощь на основе целостного, пролонгированного подхода к коррекции детско-родительских отношений, благодаря активному участию родителей и других членов семьи в коррекционном процессе;
б) изменять в позитивную сторону характер взаимодействия внутри семьи, а также с ее ближайшим окружением.
Психолого-педагогический подход является ответом на понимание того, что, помогая семье, невозможно учитывать лишь узкий круг проблем. Это всегда единый и неделимый комплекс, в котором специалист должен квалифицированно ориентироваться.
Надо помнить, что динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности.
В заключение можно подвести итог: в жизни каждого человека родители играют одну из главных ролей. От отношения взрослого к своему ребенку во многом зависит процесс формирования личности малыша. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции. Каждому ребенку необходима семья для чувства безопасности и нужности в этом мире.