Направления работы педагога-психолога с семьей и методы изучения детско-родительских отношений

Направления работы педагога-психолога с семьей и методы изучения детско-родительских отношений

Шепелева Н.С.

педагог-психолог ГКУЗ «Тамбовский областной

специализированный дом ребенка», г. Тамбов

 

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.

В. А. Сухомлинский

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Семья объединяет людей разного возраста, пола, с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья - это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально- экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. На семью влияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индустриализация и др. Возникают проблемы, которых не было раньше.

Семейные взаимоотношения рассматриваются через призму восприятия ребенком окружающего мира. Поведение ребенка и его личностные характеристики определяются не только реальными условиями семейной жизни, но и их восприятием, степенью внутренней активности ребенка.

Родители играют исключительную роль  в жизни ребенка, и на них ложится основная ответственность за его развитие. Семейное воспитание является оптимальным для ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимыми условиями нормального развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако далеко не все родители понимают и умеют найти адекватные педагогические воздействия.

Главной и центральной фигурой для ребенка является близкий взрослый. Именно характер общения внутри семьи, адекватность воздействий близкого человека возрастным и индивидуальным потребностям и возможностям ребенка, так и его психическое развитие.

Основная цель работы педагога-психолога с семьей – максимально помочь родителям и ребенку увидеть свои реальные возможности и причины трудностей, сориентировать родителей и ребенка на конструктивное общение и совместное преодоление имеющихся проблем.

В работе педагога-психолога в целом выделяются такие направления:

- психопрофилактика;

- психодиагностика;

- развивающая и коррекционная работа;

- консультативная (просветительская) деятельность.

Психопрофилактическая работа проводится преимущественно с родителями (потенциальными родителями) и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка. Основная цель этого направления – формирование у родителей (потенциальных родителей) потребности в педагогических и психологических знаниях, желаниях их использовать в работе с ребенком, создавать условия для полноценного психического развития, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.

В рамках психодиагностической работы осуществляется углубленное изучение «проблемного поля» семьи, выявление индивидуальных особенностей данной семьи, определение причин появления проблем.

Развивающая и психокоррекционная работа предполагает активное воздействие специалиста на процесс преодоления проблемной ситуации в детско-родительских отношениях.

В русле консультативного направления педагог-психолог проводит консультирование родителей по имеющейся проблеме, осуществляет помощь в ее решении.

Специалисту необходимо сформировать психолого-педагогическую компетентность родителей (потенциальных родителей). Для этого необходимо:

1.     Обеспечить мотивацию активного участия родителей и членов семьи в процессе воспитания и обучения ребенка; объяснять родителям значимость поддержки и стимуляции развития ребенка.

2.      Обеспечить активное и эффективное включение семьи в процесс.

3.      Обучать родителей и других членов семьи приемам и методам конструктивного диалога.

4.      Создать условия для психолого-педагогического сопровождения семьи.

5.     Создать условия для стимуляции самостоятельной активности семьи.

В работе с семьей специалист может использовать как групповые, так и индивидуальные  формы работы. В программу индивидуальной работы с родителями может входить:

1)    вскрытие и обсуждение проблемы, заявляемой родителем, выявление социальной ситуации развития ребенка;

2)    обсуждение направлений коррекционной работы и возможностей ее реализации при включении родителей;

3)    вскрытие родительского воспитания, выявление факторов, препятствующих разрешению проблемы, и обсуждение возможного направления их коррекции;

4)                   обсуждение комплекса коррекционных упражнений, выполняемых родителями и ребенком дома, а также режима и дозировки времени их выполнения и стиля взаимодействия родителей с ребенком в процессе коррекции;

5)    обсуждение текущих результатов коррекции – динамики эмоционального состояния родителей, ребенка и других членов семьи и степени сформированности корректируемых функций, обсуждение трудностей реализации коррекционной программы и способов их возможного преодоления.

Для групповой работы с семьей хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы как: семинары-практикумы; тематические консультации; психологические тренинги; «родительские клубы» и т.д.

Семинары-практикумы, как правило, посвящаются какой-то одной проблеме. Свободная форма их проведения предполагает, однако, активное участие в них родителей, которых интересует вынесенный на обсуждение вопрос.

Тематические консультации обычно затрагивают вопросы коррекционных технологий, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке. В ходе таких консультаций обсуждаются, например, конкретные приемы.

         Заседания родительского клуба проводятся в активной форме. В процессе проведения встреч с родителями используются такие методы, как ролевые и деловые игры, упражнения, обсуждения, мини-лекции, анализ предложенной ситуации и моделирование путей ее решения.  Структура каждой встречи состоит из: приветствия, основной части, игрового взаимодействия ребенка и родителей, прощания.

         На заседаниях родительского клуба используется интерактивная модель общения. Родителям предлагается открытое обсуждение выбранной темы. Каждый имеет возможность задать волнующий его вопрос и получить ответ не только от специалистов, но и от других родителей. Совместные обсуждения помогают всесторонне анализировать и определять позиции для каждого участника. Участник как бы «проживает» предложенную проблемную ситуацию, определяет  свои возможности, находит решение и озвучивает ее в открытом диалоге. Например, родителей обучают общаться и организовывать совместную с ребенком деятельность, а потом предлагают «проигрывать» это не только с ребенком, но и с другим участником процесса. Родители имеют возможность определить тематику следующего заседания. Педагог-психолог должен стремиться к тому, чтобы каждая встреча была интересной, содержательной и полезной. Положительный эмоциональный фон встреч помогает созданию комфортной среды для совместной деятельности. Такая работа создает доброжелательное, доверительное отношение между участниками процесса.

Работа педагога-психолога с родителями и другими значимыми взрослыми приносит положительный результат в гармонизации детско-родительских отношений. Таким образом, психолого-педагогическое воздействие на семью позволяет:

а) оказывать эффективную психологическую помощь на основе целостного, пролонгированного подхода к коррекции детско-родительских отношений, благодаря активному участию родителей и других членов семьи в коррекционном процессе;

б) изменять в позитивную сторону характер взаимодействия внутри семьи, а также с ее ближайшим окружением.

Психолого-педагогический подход является ответом на понимание того, что, помогая семье, невозможно учитывать лишь узкий круг проблем. Это всегда единый и неделимый комплекс, в котором специалист должен квалифицированно ориентироваться.

Надо помнить, что динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности.

 

В заключение можно подвести итог: в жизни каждого человека родители играют одну из главных ролей. От отношения взрослого к своему ребенку во многом зависит процесс формирования личности малыша. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции. Каждому ребенку необходима семья для чувства безопасности и нужности в этом мире.

Страничка психолога

«Песочная терапия в работе с детьми раннего возрас…

27-10-2023 Просмотров:103

К. Д. Ушинский писал:   «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! ».   Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занять их...

Подробнее »

Ответственное родительство

29-07-2022 Просмотров:155

Консультация для родителей "Формирование ответственного родительства" Воспитатель: Севостьянова Г.П. Что такое семейное воспитание ребенка с ОВЗ? Это система воспитания и образования при помощи родителей и близких родственников. Все мамы и папы...

Подробнее »

Удивительные факты о самых маленьких

18-02-2019 Просмотров:704

Удивительные факты о самых маленьких

Когда в доме появляется новорождённый, он кажется таким хрупким и беззащитным... Невероятно, но это впечатление во многом обманчиво. У малышей есть необычные способности, благодаря которым они выносливее, чем кажутся. Эти...

Подробнее »

ЦПМПК

12-02-2019 Просмотров:636

ЦПМПК

08.02.2019г.  в Доме ребенка прошло  плановое выездное заседание ЦПМПК. В состав комиссии вошли специалисты ТОГБУ «Центра психолого-медико-педагогической диагностики и консультирования»: врач-психиатр, врач-педиатр, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог. Было проведено комплексное...

Подробнее »

Как развивается ваш малыш от 1года до 4 лет?

17-04-2018 Просмотров:627

Как развивается ваш малыш  от 1года до 4 лет?

Как развивается ваш малыш  от 1года до 4 лет?   Психологическая служба ГКУЗ «ТОСДР» 1 год 3 месяца. Запаспонимаемых слов быстро расширяется. Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости. Ориентируется...

Подробнее »

Как развивается ваш малыш от рождения до 1 года?

27-03-2018 Просмотров:633

Как развивается ваш малыш  от рождения до 1 года?

Как развивается ваш малыш  от рождения до 1 года? Психологическая служба ГКУЗ «ТОСДР»   Первые годы жизни чрезвычайно важны в развитии ребенка. Однако не все родители признают ценность и уникальность данного временного отрезка, считая его...

Подробнее »

Адаптация семьи при рождении ребенка с ограниченны…

19-01-2018 Просмотров:953

Адаптация семьи при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья   Дубенская Е.В., педагог-психолог    Благополучное будущее семьи и ребенка с особенностями развития зависит от умения родителей адаптироваться к создавшейся ситуации. У многих родителей возникают...

Подробнее »

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста

19-01-2018 Просмотров:2413

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста Шепелева Н.С., педагог-психолог   Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод в психологии, и, конечно, один из самых древних. Когда появились волшебные сказки, никому неизвестно. Однако с...

Подробнее »

Памятка для родителей по профилактике жестокого об…

20-10-2017 Просмотров:889

Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения с детьми

  Памятка для родителей   по профилактике жестокого обращения с детьми Наказание всегда представляетсобой акт ненависти. В акте наказания учитель или родитель ненавидит ребенка – и ребенок понимает это.   Александр Нилл.   1. Создайте дома среду, характеризующую...

Подробнее »

Направления работы педагога-психолога с семьей и м…

14-08-2017 Просмотров:5300

Направления работы педагога-психолога с семьей и методы изучения детско-родительских отношений Шепелева Н.С. педагог-психолог ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», г. Тамбов   Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. В. А. Сухомлинский Основное назначение...

Подробнее »

Методическая копилка

Консультация для родителей

01-07-2022 Просмотров:101

«Формирование навыков общения и элементарного мышления у детей раннего возраста в подвижных играх». Севостьянова Г.П., воспитатель Когда в семье появляется ребенок, каждый родитель желает, чтобы его чадо выросло здоровым, сильным, крепким, активным и...

Подробнее »

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСП…

20-05-2020 Просмотров:585

Как помочь малышу воспринимать окружающий мир во всем его многообразии? Специальные исследования показатели, что новорожденный уже в первые дни жизни обнаруживает избирательное отношение к различным зрительным объектам, он предпочитает округлые, изогнутые,...

Подробнее »

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ОСМЫС­ЛЕ…

06-02-2018 Просмотров:842

             В дошкольном детстве у ребенка стихийно складывается определенный опыт двигательного творчества. Однако в силу своей стихийности этот опыт не закрепляется в виде устойчивых психомоторных характеристик, которые лежат фундаменте его...

Подробнее »

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ У ДЕ…

05-02-2018 Просмотров:649

Для всестороннего развития детей младшего возраста с нарушениями нервно-психического развития чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, а также основными движениями – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием. Без этих навыков детям...

Подробнее »

Раннее музыкальное развитие как фактор гармоничног…

05-06-2017 Просмотров:2721

Учеными установлено, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в интеллектуальном,...

Подробнее »

Особенности гармоничного развития ребенка с ОВЗ по…

05-06-2017 Просмотров:2173

Современные тенденции развития личности в обществе связаны с постоянным движением вперёд, умением быстро ориентироваться в ситуации, отсутствие страха перед стремительно меняющимся миром, интересом к различным аспектам жизни и стремлением участвовать...

Подробнее »

Индивидуальные музыкальные занятия с детьми с огра…

05-06-2017 Просмотров:2372

Музыкальные занятия в Доме ребёнка – это возможность для малыша сменить обычную обстановку, узнать что-то новое, пообщаться. Воспитанники Домов ребёнка вынужденно ограничены во впечатлениях, развивающих их эмоциональную сферу: у них...

Подробнее »