Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста

Шепелева Н.С., педагог-психолог

 

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод в психологии, и, конечно, один из самых древних. Когда появились волшебные сказки, никому неизвестно. Однако с тех пор они практически не изменились: те же герои, те же сюжеты, понятные людям разных культур и всех возрастов.  В сказке не просто происходят занимательные истории: они внушают нам некие установки, так как обращены непосредственно к подсознанию человека. С помощью сказок родители передают ребенку ценности и убеждения, обычаи и способы поведения. Но самое главное – с помощью сказок они ненавязчиво формируют сценарий, по которому будет развиваться вся дальнейшая жизнь малыша. Через сказку легко объяснить ребенку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". В сказке все герои делятся на хороших и плохих, добрых и злых. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Таким образом, именно через сказку малыш начинает познавать мир.

Сказка важна не только для познания окружающего мира, но и как воспитательный момент. В сказках есть предостережения, поучительная мораль, демонстрация положительного поведения. Детская сказка – это общение с малышом на понятном ему языке, это первые безопасные уроки жизни. Педагогическое значение сказки трудно переоценить. Она не только  знакомит детей с окружающим миром и нравственными нормами, но и развивает в детях чувство прекрасного, благодаря художественным образам и особому сказочному языку.

Сказкотерапия  не имеет возрастных ограничений. Специалисты-психологи успешно применяют ее в работе с малышами.

Сказка изначально обладает психотерапевтическим эффектом, так как в ней непременно находится выход из проблемной ситуации. Данный психотерапевтический способ при работе с малышами выполняет несколько основных функций: развлекательную, обучающую и успокаивающую. Его воздействие на детей часто оказывается более эффективным, чем просьбы родителей.

Метод сказкотерапии направлен на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.

Восприятие окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно.  В этом возрасте посредством сказки ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, расширяет свой активный словарь. Можно сказать, что сказка для ребенка раннего возраста является особым способом освоения мира. Способом, который позволяет ребенку в специфической форме присвоить, понять и, по-своему, систематизировать поток знаний.

Формирование речи является одной из важных задач в становлении личности ребенка. Именно сказки являются прекрасным материалом для развития речи малышей. Развивается интерес к персонажам и событиям, ребенок вовлекается в активную речевую работу. У малышей проявляется эмоциональная отзывчивость, концентрируется внимание, повышается любознательность, развивается воображение.

Отмечу, что лучшими психотерапевтами для детей являются их родители, так как, читая своему малышу сказки, они, в сущности, используют сказкотерапию. Рассказывая ребенку сказку на ночь спокойным и размеренным тоном, родители вырабатывают у него привычку к быстрому засыпанию.

Для лучшего понимания содержания сказки, во время ее прочтения необходимо делать паузы и задавать ребенку вопросы, отвечая на которые, он будет связывать между собой персонажи, эмоции и события, что способствует развитию мышления и воображения.

Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.

Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.

Сказкотерапия для детей раннего возраста предусматривает самостоятельное составление сказок или рассказов родителями (педагогами), наделяя сказочных персонажей качествами  свойственными  ребенку (умный, капризный, ленивый, смелый). Ассоциируя себя с героями сказки, дети учатся анализировать их поведение, вырабатывают хорошие привычки.

У сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие.

Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Сказкотерапия полезна всем.

 

 

Методическая копилка

06-02-2018
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ОСМЫС­ЛЕННОЙ МОТОРИКИ

             В дошкольном детстве у ребенка стихийно складывается определенный опыт двигательного творчества. Однако в силу своей стихийности этот опыт не закрепляется в виде устойчивых психомоторных характеристик, которые лежат фундаменте его...

Подробнее »
05-02-2018
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ

Для всестороннего развития детей младшего возраста с нарушениями нервно-психического развития чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, а также основными движениями – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием. Без этих навыков детям...

Подробнее »
05-06-2017
Раннее музыкальное развитие как фактор гармоничного развития детей в Доме ребёнка

Учеными установлено, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в интеллектуальном,...

Подробнее »
05-06-2017
Особенности гармоничного развития ребенка с ОВЗ посредством музыки

Современные тенденции развития личности в обществе связаны с постоянным движением вперёд, умением быстро ориентироваться в ситуации, отсутствие страха перед стремительно меняющимся миром, интересом к различным аспектам жизни и стремлением участвовать...

Подробнее »
05-06-2017
Индивидуальные музыкальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Доме ребёнка

Музыкальные занятия в Доме ребёнка – это возможность для малыша сменить обычную обстановку, узнать что-то новое, пообщаться. Воспитанники Домов ребёнка вынужденно ограничены во впечатлениях, развивающих их эмоциональную сферу: у них...

Подробнее »

Страничка психолога

Как развивается ваш малыш от 1года до 4 лет?

17-04-2018 Просмотров:54

Как развивается ваш малыш  от 1года до 4 лет?

Как развивается ваш малыш  от 1года до 4 лет?   Психологическая служба ГКУЗ «ТОСДР» 1 год 3 месяца. Запаспонимаемых слов быстро расширяется. Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости. Ориентируется...

Подробнее »

Как развивается ваш малыш от рождения до 1 года?

27-03-2018 Просмотров:79

Как развивается ваш малыш  от рождения до 1 года?

Как развивается ваш малыш  от рождения до 1 года? Психологическая служба ГКУЗ «ТОСДР»   Первые годы жизни чрезвычайно важны в развитии ребенка. Однако не все родители признают ценность и уникальность данного временного отрезка, считая его...

Подробнее »

Адаптация семьи при рождении ребенка с ограниченны…

19-01-2018 Просмотров:154

Адаптация семьи при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья   Дубенская Е.В., педагог-психолог    Благополучное будущее семьи и ребенка с особенностями развития зависит от умения родителей адаптироваться к создавшейся ситуации. У многих родителей возникают...

Подробнее »

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста

19-01-2018 Просмотров:309

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста Шепелева Н.С., педагог-психолог   Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод в психологии, и, конечно, один из самых древних. Когда появились волшебные сказки, никому неизвестно. Однако с...

Подробнее »

Памятка для родителей по профилактике жестокого об…

20-10-2017 Просмотров:158

Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения с детьми

  Памятка для родителей   по профилактике жестокого обращения с детьми Наказание всегда представляетсобой акт ненависти. В акте наказания учитель или родитель ненавидит ребенка – и ребенок понимает это.   Александр Нилл.   1. Создайте дома среду, характеризующую...

Подробнее »

Направления работы педагога-психолога с семьей и м…

14-08-2017 Просмотров:426

Направления работы педагога-психолога с семьей и методы изучения детско-родительских отношений Шепелева Н.С. педагог-психолог ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», г. Тамбов   Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. В. А. Сухомлинский Основное назначение...

Подробнее »

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула сча…

14-08-2017 Просмотров:292

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула счастья»: цель – реализация – результат

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула счастья»: цель – реализация – результат   Дубенская Е.В.   педагог-психолог ГКУЗ «ТОСДР».   Впервые учреждение здравоохранения, Тамбовский дом ребенка, приняло участие в конкурсном отборе инновационных социальных проектов. Проект «Семья формула счастья» стал...

Подробнее »

"Совершенствование форм и методов комплексной…

20-06-2017 Просмотров:289

«Совершенствование форм и методов комплексной абилитации и  реабилитации детей-инвалидов в ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка» Дубенская Е.В. Педагог-психолог ГКУЗ «ТОСДР»   В соответствии с Постановлением Администрации Тамбовской области от 10.06.2013г. №604  и Приказом...

Подробнее »

Организация и работа «родительской гостиной» в та…

19-06-2017 Просмотров:297

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАБОТА «РОДИТЕЛЬСКОЙ ГОСТИНОЙ» В ТАМБОВСКОМ ДОМЕ РЕБЕНКА   Шепелева Н. С.   педагог-психологГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», г. Тамбов   Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый. Ж. Сесброн   Одной из важнейших проблем...

Подробнее »