Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула счастья»: цель – реализация – результат

Проект Тамбовского Дома ребенка «Семья-формула счастья»:

цель – реализация – результат

 

Дубенская Е.В.

 

педагог-психолог ГКУЗ «ТОСДР».

 

Впервые учреждение здравоохранения, Тамбовский дом ребенка, приняло участие в конкурсном отборе инновационных социальных проектов.

Проект «Семья формула счастья» стал одним из победителей и получил финансовую поддержку Фондаподдержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Данный Проект   рассчитан на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства детей, включая профилактику жестокого обращения с детьми,  восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель Проекта -  разработка эффективного комплекса мероприятий и схемы межведомственного взаимодействия по возвращению в кровную семью, временно помещенных в дом ребенка детей и  приобретению новой семьи воспитанниками, оставшимися без попечения родителей.

За время Проекта в целевую группу вошли 67семей (семьи,  временно разместившие детей в дом ребенка, в связи  с трудной жизненной ситуацией и  семьи, желающие принять на воспитание ребенка) и 73 воспитанника учреждения.

 Реализация Проекта была предусмотрена в период с 1 апреля 2015г. по 30 сентября 2016г.

         Государственное казённое учреждение здравоохранения «Тамбовский областной специализированный дом ребенка» - этообластное учреждение,  которое на  несколько лет становится основным местом круглосуточного пребывания  малышей до 4 лет.  Факт помещения ребенка в подобное учреждение является следствием кризисной ситуации в семье. Как правило, это не полные семьи, несовершеннолетние родители, неорганизованные бывшие выпускники детских домов, пьющие, безработные и т.п.

Социально неблагополучные семьи с несовершеннолетними детьми, семьи с детьми инвалидами находятся в поле зрения органов опеки и попечительства, социальных и др. служб. После изъятия детей из семьи и передачи их в дом ребенка многие службы минимизируют  работу с этими семьями, т.к. дети уже в безопасном положении. А ведь именно в этот момент, со многими  можно и нужно работать по сокращению семейного неблагополучия.

В настоящее  время примерно 50% от общей численности – дети, временно помещенные по заявлению родителей, в связи с трудной жизненной ситуацией, либо по медицинским показаниям детей.  Немалая доля родителей из этого числа социально и семейнодезодаптирована, не имеют личностной поддержки,  но  эмоционально привязаны к своим детям.   В первые месяцы, после помещения ребенка в наше учреждение, испытывают муки угрызения совести,  переживают разлуку с ним, навещают, интересуются здоровьем. Именно данная целевая группа составляет ресурсные семьи по возврату детей. Они понимают, что при не исправлении ситуации  могут лишиться ребенка навсегда. Пока еще не разорванные социальные связи, любовь и привязанность к детям  могут служить сильной мотивацией данных семей к сотрудничеству по преодолению семейного неблагополучия. Они готовы на проведение лечения в наркодиспансере, на трудоустройство, на улучшение жилищных условий, на обучение по выхаживанию и уходу за больным ребенком мн. др. И чем раньше начата эта работа, тем она эффективнее. В противном случае, семьи, свыкаясь с мыслью утраты ребенка, сводят на нет степень ответственности за него, еще более социально деградируют; перестают посещать тяжелобольных детей,  и, как следствие, в дальнейшем отказываясь от них, лишаются родительских прав.

     С этой целью в рамках Проекта «Семья-формула счастья» с апреля 2015годав ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный  дом ребенка»  была создана  и работает служба оказания индивидуально-ориентированной  помощи семьям (временно передавшим детей  в учреждение, ограниченным в родительских правах и гражданам, желающим взять ребенка на воспитание). В структуру службы входят:

-социально-правовая служба, направленная на оказание адресной помощи семьям,находящимся  в трудной жизненной ситуации по  юридическим и социально - правовым вопросам. Сюда входят  консультации по правовым вопросам, и  сопровождение в суде и др. инстанциях, составление письменных обращений (заявлений, ходатайств, писем и др.),договоров и т.д.;

-психолого-педагогическая служба, задача которой является выстраивание индивидуальных алгоритмов работы с семьями целевой группы с расширенным подбором оптимальных способов обучения и адекватных средств общения с ребенком.

Работа службы начиналась выявления ресурсных семей,  затем определялось проблемное поле семьи, проводиласьдиагностика уровня эмоциональной, физической и психологической готовности родителей  к возвращению ребенка в семью. Составлялась маршрутная карта, включающая в себяразработку и реализацию индивидуальных  коррекционных программ по сопровождению данных категорий семей. А затем проводиласькоррекционная работа и последовательное проведение комплекса социальных, реабилитационно - адаптационных мероприятий, направленная на преодоление трудной жизненной ситуации, семьями,  временно разместивших детей в дом ребенка;

Так же за время реализации Проекта службой осуществлялось сопровождение на ранних этапах семей, желающих принять на воспитание ребенка в  построении и развитии детско – родительских отношений. Сначала выстраивается технология «гостевого режима». Для каждой семьи был составлен график посещения детей целевой группы с учетом возрастного режима  ребенка и времени, удобного для родителей. Велось наблюдение, отслеживалась динамикаукрепления детско-родительских отношений и  давались необходимые рекомендации, проводились индивидуальные консультации.

 

Для осуществления реабилитационно-адаптационных мероприятий с апреля 2015года работала«Родительская гостиная». В целях сплочения  семьи и укрепления детско-родительских отношений регулярно проводились  заседания родительского клуба, обучающие занятия, тренинги для родителей и кандидатов, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Специалисты службы отметили, что после проведения таких мероприятий, крепнут доверительные отношения между родителями и сотрудниками, заметен положительный настрой и желание идти на контакт со стороны участников целевой группы. А это являлось благодатной почвой для проведения коррекционной и социально-реабилитационной работы с ними.

 В работу Проекта были  привлечены и волонтерские отряды. Добровольцы участвовали в прогулках,  в игровых досугах, помогали с оформлением зала и групповых помещений к праздникам. Активно откликались на помощь в крещении детей. В игровом сеансе использовали нетрадиционные техники арт-терапии для детей и взрослых.

В соответствии плана реализации Проекта, проводилиськонференции, обучающие семинары и мастер-классы для участников Проекта,  соисполнителей, привлеченных специалистов, добровольцев и  специалистов дома ребенка.

Работа, проводимая в рамках Проекта, освящалась  средствами массовой информации в целях информирования населения о его ходе и результатах, а также регулярно размещалисьновостные сообщения на сайте учреждения и сайте Управления здравоохранения администрации области.

 

Все проведенные мероприятияв рамках работыПроекта  дали положительный результат: более 80% детей целевой группы возвращены в кровную семью и  приобрели новую семью. 

Но работа  команды специалистов  Проекта  не заканчивалась на том, что ребенок вернулся или приобрел семью. После вхождения ребенка в семью проводился контроль обеспечения безопасности и удовлетворения жизненных потребностей ребенка. Осуществлялась обратная телефонная связь с родителями. Комплексная выездная бригада, в состав которой входили специалисты Службы и специалисты органов опеки и попечительства посещали детей после передачи их в семью. Отмечалась лёгкая адаптация у детей в семье, положительный эмоциональный фон семьи и удовлетворительные условия проживания для  каждого ребенка.

К сожалению, в работе службы существовали определенные группы риска, такие  как:

-состояние здоровья родителей, не позволяющее вернуть или взять на воспитание ребенка, в том числе срывы  после кодирования от алкогольной зависимости;

- невозможность наладить контакт с кровными семьями из-за их нежелания общаться со специалистами дома ребенка;

- существование «пограничных» семей, которые дают первичное согласие на сотрудничество, принимают недлительное  участие в работе целевой группы, а затем  перестают выходить на контакт. Как правило, в связи с этим у ребенка менялся социальный статус.

 

Благодаря грантовской поддержке Фонда укреплена материально-техническая база учреждения, апробированы и работают механизмы сочетания традиционных форм работы  с новыми социальными  технологиями.

Так же следует отметить, что правильно подобранные реабилитационные и адаптационные мероприятия позволили сократить срок пребывания детей в доме ребенка, ускорив налаживание контактов детско-родительских отношений.

Страничка психолога

«Песочная терапия в работе с детьми раннего возрас…

27-10-2023 Просмотров:103

К. Д. Ушинский писал:   «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! ».   Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занять их...

Подробнее »

Ответственное родительство

29-07-2022 Просмотров:156

Консультация для родителей "Формирование ответственного родительства" Воспитатель: Севостьянова Г.П. Что такое семейное воспитание ребенка с ОВЗ? Это система воспитания и образования при помощи родителей и близких родственников. Все мамы и папы...

Подробнее »

Удивительные факты о самых маленьких

18-02-2019 Просмотров:704

Удивительные факты о самых маленьких

Когда в доме появляется новорождённый, он кажется таким хрупким и беззащитным... Невероятно, но это впечатление во многом обманчиво. У малышей есть необычные способности, благодаря которым они выносливее, чем кажутся. Эти...

Подробнее »

ЦПМПК

12-02-2019 Просмотров:636

ЦПМПК

08.02.2019г.  в Доме ребенка прошло  плановое выездное заседание ЦПМПК. В состав комиссии вошли специалисты ТОГБУ «Центра психолого-медико-педагогической диагностики и консультирования»: врач-психиатр, врач-педиатр, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог. Было проведено комплексное...

Подробнее »

Как развивается ваш малыш от 1года до 4 лет?

17-04-2018 Просмотров:627

Как развивается ваш малыш  от 1года до 4 лет?

Как развивается ваш малыш  от 1года до 4 лет?   Психологическая служба ГКУЗ «ТОСДР» 1 год 3 месяца. Запаспонимаемых слов быстро расширяется. Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости. Ориентируется...

Подробнее »

Как развивается ваш малыш от рождения до 1 года?

27-03-2018 Просмотров:633

Как развивается ваш малыш  от рождения до 1 года?

Как развивается ваш малыш  от рождения до 1 года? Психологическая служба ГКУЗ «ТОСДР»   Первые годы жизни чрезвычайно важны в развитии ребенка. Однако не все родители признают ценность и уникальность данного временного отрезка, считая его...

Подробнее »

Адаптация семьи при рождении ребенка с ограниченны…

19-01-2018 Просмотров:954

Адаптация семьи при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья   Дубенская Е.В., педагог-психолог    Благополучное будущее семьи и ребенка с особенностями развития зависит от умения родителей адаптироваться к создавшейся ситуации. У многих родителей возникают...

Подробнее »

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста

19-01-2018 Просмотров:2414

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста Шепелева Н.С., педагог-психолог   Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод в психологии, и, конечно, один из самых древних. Когда появились волшебные сказки, никому неизвестно. Однако с...

Подробнее »

Памятка для родителей по профилактике жестокого об…

20-10-2017 Просмотров:890

Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения с детьми

  Памятка для родителей   по профилактике жестокого обращения с детьми Наказание всегда представляетсобой акт ненависти. В акте наказания учитель или родитель ненавидит ребенка – и ребенок понимает это.   Александр Нилл.   1. Создайте дома среду, характеризующую...

Подробнее »

Направления работы педагога-психолога с семьей и м…

14-08-2017 Просмотров:5300

Направления работы педагога-психолога с семьей и методы изучения детско-родительских отношений Шепелева Н.С. педагог-психолог ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», г. Тамбов   Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. В. А. Сухомлинский Основное назначение...

Подробнее »

Методическая копилка

Консультация для родителей

01-07-2022 Просмотров:101

«Формирование навыков общения и элементарного мышления у детей раннего возраста в подвижных играх». Севостьянова Г.П., воспитатель Когда в семье появляется ребенок, каждый родитель желает, чтобы его чадо выросло здоровым, сильным, крепким, активным и...

Подробнее »

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСП…

20-05-2020 Просмотров:585

Как помочь малышу воспринимать окружающий мир во всем его многообразии? Специальные исследования показатели, что новорожденный уже в первые дни жизни обнаруживает избирательное отношение к различным зрительным объектам, он предпочитает округлые, изогнутые,...

Подробнее »

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ОСМЫС­ЛЕ…

06-02-2018 Просмотров:843

             В дошкольном детстве у ребенка стихийно складывается определенный опыт двигательного творчества. Однако в силу своей стихийности этот опыт не закрепляется в виде устойчивых психомоторных характеристик, которые лежат фундаменте его...

Подробнее »

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ У ДЕ…

05-02-2018 Просмотров:649

Для всестороннего развития детей младшего возраста с нарушениями нервно-психического развития чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, а также основными движениями – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием. Без этих навыков детям...

Подробнее »

Раннее музыкальное развитие как фактор гармоничног…

05-06-2017 Просмотров:2721

Учеными установлено, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в интеллектуальном,...

Подробнее »

Особенности гармоничного развития ребенка с ОВЗ по…

05-06-2017 Просмотров:2174

Современные тенденции развития личности в обществе связаны с постоянным движением вперёд, умением быстро ориентироваться в ситуации, отсутствие страха перед стремительно меняющимся миром, интересом к различным аспектам жизни и стремлением участвовать...

Подробнее »

Индивидуальные музыкальные занятия с детьми с огра…

05-06-2017 Просмотров:2373

Музыкальные занятия в Доме ребёнка – это возможность для малыша сменить обычную обстановку, узнать что-то новое, пообщаться. Воспитанники Домов ребёнка вынужденно ограничены во впечатлениях, развивающих их эмоциональную сферу: у них...

Подробнее »