Современное законодательство в сфере образования предъявляет новые усовершенствованные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ, выдвигает требования к созданию специальных условий для повышения эффективности коррекционного воздействия и успешной социальной адаптации каждого ребенка.
ГБУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребёнка» предоставляет широкий комплекс лечебно-диагностических, социально-восстановительных, правовых и образовательных услуг своим воспитанникам. Администрация проводит работу по оснащению учреждения необходимым оборудованием, большинство из которого дорогостоящее. Не секрет, что во многом это удается благодаря спонсорской помощи организаций, волонтеров, людей, много лет поддерживающих учреждение материально.
Сегодня Дом ребенка располагает комплексом оборудования для полноценного развития нормотипичных воспитанников, а также детей, имеющих особые образовательные потребности, требующих индивидуального подхода коррекционной направленности и реабилитационной работы. Это большое количество разнопланового игрового материала, который используют педагоги в образовательном процессе, спортивное оснащение зала для лечебной физкультуры, предметно-развивающая среда музыкального зала, материалы и устройства для коррекции и развития.
Занятия с детьми проводятся воспитателями и специалистами как в групповой форме, так и индивидуально. Полифункциональность и комплексность используемого оборудования содействует включению во взаимодействие речевых, двигательных, моторных, сенсорных зон коры головного мозга; активизации всех анализаторных систем ребенка, развитию адаптационных механизмов личности и расширению его социального опыта.
Немалый интерес у малышей вызывают игры за ландшафтным столом, в комплектацию которого входят двадцать упражнений, красочные наборы строительных тематических кубиков и комплекты конструкторов «Люди», «Животные», «Транспорт», «Деревья». Ребята совместно с педагогом-психологом, учителем-дефектологом могут проигрывать различные ролевые ситуации, создавая свой уникальный мир.
Эффективно при индивидуальной работе с детьми с речевыми нарушениями применяется говорящее зеркало «Инклюзив», позволяющее записывать и воспроизводить голосовые сообщения. У малыша появляется возможность услышать свою речь, что способствует ее развитию и исправлению недостатков; развивает восприятие, внимание и мышление за счет наглядности процесса. Важно, что ребенок вовлекается в процесс полностью, выполняя упражнение самостоятельно, но под присмотром педагога.
Имеющееся современное коррекционно-развивающее оборудование удовлетворяет потребности детей в движениях, игре, творчестве; обогащает опыт в знаниях ребенка об окружающем. Все это в конечном итоге помогает найти индивидуальный подход к каждому ребенку, способствует смягчению процессов адаптации и последующей социализации, повышает комфортность и эффективность коррекционных мероприятий.