В ГБУЗ «Тамбовский областном специализированном доме ребенка» воспитываются дети от рождения до 4 лет, которые по разным причинам, остались без попечения родителей. Это дети-сироты, отказники из роддомов, малыши, изъятые у родителей ведущих асоциальный образ жизни и дети, временно помещенные по заявлению родителей, в связи с трудной жизненной ситуацией в семье. У большинства малышей есть кровные родители или родственники, которые посещают ребенка и, конечно же, потенциальные родители-усыновители, которые хотят принять ребенка в свою семью.
Одним из важнейших направлений работы учреждения является деятельность по профилактике социального сиротства, работа с родителями и родственниками детей, направленная на формирование детско-родительских отношений, на восстановление и укрепление утраченных связей и на адаптацию ребенка к жизни в семье.
В сложных реалиях настоящего времени, различных ограничительных мероприятий связанных с тяжелой эпидемиологической ситуацией по COVID-19 работа с родителями детей частично перешла в онлайн-взаимодействие посредством использования интернет-сервисов и мессенджеров. Такое общение позволяет ребенку, находящемуся в учреждении, поддерживать контакт с близкими ему взрослыми, а родителям своевременно узнавать обо всех изменениях в жизни малыша и его достижениях.
В доме ребенка сложилась добрая традиция - изготовление тематических открыток к различным календарным праздникам. В рамках подготовки к Международному дню матери, который отмечается 28 ноября, дети совместно с педагогами в группах подготовили открытки для мам. Фотографии поздравительных открыток будут отправлены мамам в их праздник.
Открытки с детскими рисунками всегда выглядят выразительно и трогательно, вызывая большой эмоциональный отклик и неизгладимое впечатление у взрослых, западают в душу своей чистотой и простотой исполнения. Такие маленькие подарки помогают сотрудникам дома ребенка налаживать детско-родительские отношения и формировать устойчивую привязанность родителей к детям.
Организация такой работы с детьми позволяет каждому малышу почувствовать свою значимость, проявить свои чувства к близким его людям, а для педагогов – это хорошая возможность реализовать коррекционно- развивающие технологии в работе с детьми. Одним из методов в работе по развитию продуктивной деятельности малышей является использование изотерапии, которая глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции, способствует развитию эстетического восприятия, развитию у ребенка мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, формирует эмоциональную отзывчивость.