В ГБУЗ «Тамбовском областном специализированном доме ребенка» проживают и воспитываются маленькие дети в возрасте от рождения до 3 лет. Несмотря на ранний возраст у большинства из них уже имеется различная степень задержки в развитии – это нарушения зрительно-слухового восприятия, внимания, памяти, речи, развития мелкой и общей моторики. Одна из причин вызывающих отклонение от нормы развития – расстройство сенсорной интеграции. Это состояние,которое создает трудности в обработке информации поступающей от пяти классических органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания), а также вестибулярного аппарата и сферы проприоцепции (ощущения положения тела в пространстве).
Поэтому основная задача в работе специалистов Дома ребенка – помочь детям преодолеть или компенсировать имеющиеся проблемы и реализовать свой личностный потенциал.
Ранний возраст до 3 лет является самым сензитивным периодом в развитии ребенка. Именно в это время происходит его знакомство с внешним миром и формирование элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей действительности. Ребенок не рождается с этими знаниями, но природа наделяет каждого из нас возможностью принимать и перерабатывать сигналы, поступающие из окружающего мира с помощью органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания и т.д. Абсолютно всем детям для полноценного развития нужен сенсорный опыт, способность адекватно обрабатывать и интегрировать сенсорную информацию и формировать адаптивные ответы.
Формирование и развитие сенсорной сферы одно из направлений работы учителей-дефектологов по комплексному развитию детей раннего возраста. Изучение окружающих предметов: формы, цвета, запахов и вкуса – основа сенсорного восприятия. Если у ребенка нарушено восприятие, это приводит к дисфункции сенсорной интеграции, что в дальнейшем будет препятствовать успешному развитию ребенка во всех видах деятельности, а также затруднять контакт и взаимодействие с людьми. Поэтому важно начать процесс коррекции имеющихся отклонений и профилактику возможных проблем в развитии у каждого конкретного ребенка как можно раньше.
Работа учителя-дефектолога дома ребёнка реализуется в двух направлениях: создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними.
Сначала специалистами учреждения, совместно с неврологом, проводится предварительная оценка сенсомоторных функций ребенка. Учителем-дефектологом, в зависимости от результатов диагностики составляется комплекс сенсорных упражнений, основанный на методах сенсорной интеграции; подбирается игровое оборудование, направленное на стимуляцию работы органов чувств («сухой» бассейн, качалки, батуты, сенсорные дорожки для ходьбы, лотки с различными предметами для развития мелкой моторики, бизиборды, световое и звуковое оборудование, развивающие коврики, столы и многое другое). При назначении любых упражнения мы учитываем особенности и потребности каждого ребенка. Замечание малейших улучшений или ухудшений состояния помогают выстроить собственную коррекционно-развивающую программу.
Специальные занятия на развитие сенсорных процессов учитель-дефектолог проводит на протяжении всего периода пребывания детей в доме ребёнка. Они проходят в игровой форме и направлены на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, что способствует освоению сенсорных эталонов.
В результате у наших малышей нормализуется мышечный тонус, развивается мелкая и общая моторика, улучшается концентрация внимания.
Как правило, в нашем учреждении над одними и теми же проблемами работают специалисты и воспитатели в тесном взаимодействии, используя одни и те же программы, материалы, что способствует успеху в коррекционно-педагогической работе; помогает детям более эффективно справляться с поведенческими и эмоциональными проблемами, легче адаптироваться к окружающей среде.
Таким образом, используемые нами в коррекционной работе приемы сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.