С декабря 2019 года в ГБУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка» начата апробация комплексной психолого-педагогической программы «Сказки на подушках», разработанной творческой группой педагогов учреждения. Программа направленна развитие социально-коммуникативной сферы и творческого потенциала каждого ребенка, на создание и формирование положительного восприятия окружающего мира и способствует эмоционально — личностному развитию, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.
Реализация данного направления работы очень актуально для маленьких воспитанников Дома ребенка, так как малыши, лишившиеся в раннем возрасте любви и заботы родных и близких людей, пережившие психологическую травму, испытывают трудности в развитии познавательной и эмоциональной сферы.
Программа включает в себя комплекс интерактивных интегрированных занятий индивидуально подобранных под потребности детей раннего возраста с особыми возможностями здоровья. Для организации работы создается специальное развивающее пространство, используются яркое игровое оборудование и специальные подушки, которые представляют собой мягкое игровое поле с липучками, пуговицами, разноцветной шнуровкой и т.д. Наличие мягкой и удобной поверхности (подушки) позволяет детям чувствовать себя комфортно и безопасно. Дети раннего возраста лучше переносят мероприятие, если могут не только удобно сидеть, но и имеют возможность для перемещения по игровой площадке.
Такая форма проведения мероприятий очень удобна в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детьми с ОВЗ, так как эти дети испытывают определенные трудности, такие как, двигательная нескоординированность; низкая работоспособность; повышенная утомляемость; ограниченность определенных видов движений (в зависимости от диагноза). Коррекционно-педагогическая работа с данными детьми с использованием современных методов обучения и нестандартного оборудованияпозволяет решать психолого-педагогические задачи по созданию психологического комфорта, формированию выразительной речи, интеллектуальному, художественно-эстетическому и физическому развитию и включает в себя здоровьесберегающие технологии.